Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляют проект «Бизнес по-нашему» о предпринимателях Юга России, рассказывающих свои истории создания бизнеса. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров — жизнеутверждающих и вдохновляющих историй о том, как местные предприниматели адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.
Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Новым героем проекта стала основательница компании «Ойрат — фермерские продукты» Дельгир Сарангова из Элисты. Пять лет назад она со своим мужем начала изготавливать мясные полуфабрикаты и консервы, а сегодня компания представляет свою продукцию на выставке «Россия» и отправляет за границу.
Дельгир Сарангова рассказала, как господдержка поспособствовала развитию предприятия, почему калмыцкая баранина имеет особый вкус и как консервы из Элисты доехали до Шри-Ланки.
— Как и когда вы решили начать свой бизнес?
— Все началось в 2019 году. Мы с супругом решили начать работу именно в мясном направлении, потому что наше калмыцкое мясо уникально по своим вкусовым и экологическим качествам.
При этом наш бизнес с самого начала стал семейным, у нас никогда не было вопросов, нужно ли нам совмещать супружеские и рабочие отношения. Наверное, мы и не можем представить себе наше дело иначе, так как взаимодополняем друг друга.
— Какие продукты вы сейчас производите?
— Наше основное направление — это консервы длительного хранения. Тушеная говядина, свинина, конина и баранина. Отмечу, что мы производим всю нашу продукцию из мяса животных, выращенных в Калмыкии.
Но у нас есть не только консервы, также мы делаем замороженные полуфабрикаты. Лепим пельмени, традиционные калмыцкие берики, манты. У нас есть и курзе — дагестанское блюдо с мясом, тестом и зеленью. Сейчас мы стали вводить новую продукцию в наш ассортимент — это бараньи язычки и паштеты.
— Баранина — достаточно специфичное мясо, не всем оно может прийтись по вкусу. Вы по-особенному ее обрабатываете?
— Нет. Калмыцкая баранина, особенно меринос, является уникальным мясом, у нее нет аналогов. Особенной нашу баранину делают степи, где животные находятся на вольном выпасе 365 дней в году. Так же и с говядиной — коровы могут искать себе питание сами даже в снегу. Это и придает особый вкус нашему мясу.
— Возникали ли у вас трудности на пути становления бизнеса?
— Да. Были взлеты и падения, неоднократно было желание все бросить. Но так как мы все-таки семейный бизнес, мы друг друга поддерживали.
Самым трудным было то, что для мужа и для меня это направление — новое. И все это мы тестировали на себе, так как у нас нет технолога. Мы пробовали разработанные рецепты сами, мы раздавали продукцию нашим родным, близким и друзьям, чтобы получить обратную связь. Мы накормили, наверное, половину Калмыкии и половину Москвы.
— А что насчет санкций? Повлияли ли они на бизнес?
— Все наше сырье — местное, калмыцкое, за исключением некоторых расходников. Банки раньше производились за рубежом, в Европе, а сейчас к их производству подключился отечественный бизнес. Поэтому мы не пострадали. Мы развиваемся и идем в ногу со временем.
В целом, наше предприятие выросло и в объемах, и в ассортименте. Сейчас к нам даже выстраиваются очереди покупателей. И я считаю, что это не может не радовать, потому что покупательский спрос на нашу продукцию растет.
— Получается, вы больше ориентированы на В2С рынок?
— Все же нет, скорее на B2B. Наши партнеры находятся уже и за пределами Калмыкии — в Ростовской области, Краснодарском крае, Волгоградской и Астраханской областях. Продукцию также реализуем в Москве и на маркетплейсах.
Думаю, что в ближайшее время у нас будет сотрудничество и с близлежащими дружественными странами — Беларусью и Казахстаном. Я недавно познакомилась с бизнес-леди из Дубая, планирую посетить выставку и показать нашу продукцию уже непосредственно жителям мусульманских стран.
— Достаточно обширная география. А до какой самой дальней точки доезжала ваша продукция?
— Самых дальних точек несколько — это Америка, Непал, Шри-Ланка и Чили.
— Как у вас получилось так удачно распространить свой продукт?
— На самом деле, наверное, все-таки благодаря региональной власти мы стали больше выезжать за пределы нашей республики. Мы стали известны в Москве, и третий год подряд отправляемся на международные выставки продуктов питания и напитков. Там наша продукция занимает первые места в своих категориях, и это не может не радовать. Это благодаря нашему региональному представительству Министерства экономики, которое выделяет средства для выставок. Также мы всю нашу продукцию задекларировали благодаря Министерству экономики нашего региона.
Не так давно были и на выставке «Россия». Выставка, конечно, не имеет аналогов. Мы были просто потрясены таким масштабом, такой красотой и величием нашей страны. Знаете, наша продукция просто залетела на «ура», ведь там были посетители со всей страны, и наш товар никого не оставил равнодушным. Поэтому мы сейчас получаем звонки от покупателей и отправляем им товар всевозможными транспортными компаниями. Благодарим наше государство, нашего президента за такое грандиозное событие.
— Получается, вам помогают региональные власти?
— Да, и не только. Для нас почетно, что в 2022 году мы стали победителями национальной премии «Бизнес-успех» в номинации «Лучший сельскохозяйственный проект России». Для нас это большая гордость, потому что наша республика — сельскохозяйственная, и впервые за 11 лет существования этой премии мы привезли хрустальный домкрат в Калмыкию.
Спонсоры этого конкурса, к слову, нам подарили гектар земли в Тверской области. Они уже оформили его на меня. Планируем там развивать новые направления.
— В производственной части или в сфере агротуризма? Он сейчас популярен.
— Мы с мужем очень долго думали и все-таки решили оформить под туристический кластер, либо под зону отдыха. Думаю, что мы начнем все благоустраивать в ближайшем будущем. Будем знакомить наших гостей с Калмыкией, повезем частичку Элисты в другой регион. Я думаю, что мы найдем отклик от наших гостей.
— На ваш взгляд, успех бизнеса потом выльется в успех региона? Появится ли новая инфраструктура?
— На самом деле да. Уже сейчас идет разговор о строительстве агропарка, мы тоже там принимаем участие как резиденты. Я считаю, что благодаря такому бизнесу, как наш, не только успех региона, но и успех всей страны обеспечен.
— Строительство агропарка — большой шаг. Вы заметили, что бизнес в регионе стал развиваться активнее?
— Вы знаете, при поддержке нашего государства, я считаю, что сейчас идет подъем экономики, в том числе и в Калмыкии. У нас очень много отраслей сейчас начинает реанимироваться, подниматься. Благодаря нынешней власти существуют такие формы поддержки. Думаю, что впереди самое лучшее будущее.
— А какие у вас планы на будущее бизнеса, помимо развития агротуризма?
— У нас достаточно далекоидущие планы. Мы с супругом хотим привлечь как можно больше туристов не только в Калмыкию, но и в целом в Россию. Многие не знают, что Россия — это многонациональная страна. Мы хотим привлечь туристов сюда и показать, как мы живем: наш быт, нашу ежедневную жизнь. На базе нашего производства мы хотим показать сам процесс изготовления продукта, тем самым привлечь гостей.
Также мы хотим выйти на больший объем экспорта.
— Помогаете ли вы продукцией ребятам в зоне СВО?
— Да, у нас с мужем традиция. Ежеквартально мы посылаем нашим ребятам продукцию в виде консервов, также мы отправили партию ботинок бойцам на СВО. Еще мы сотрудничаем с благотворительными фондами, через них мы направляем необходимые медикаменты и теплые вещи.
— Бизнес по-нашему — это как?
— Бизнес по-нашему — это хорошо делать свое дело, а остальное приложится.
Информационный обзор Редакции