От первого лица , Кавказ ,  
0 

Сусанна Макерова: наша миссия — продлевать жизнь культурному наследию

фото предоставила Сусанна Макерова
фото предоставила Сусанна Макерова
Дизайнер из Майкопа Сусанна Макерова рассказала, какие государственные институты помогают в развитии моды, почему этнические мотивы становятся актуальными и с какими трудностями сталкиваются российские дизайнеры

Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляют проект «Бизнес по-нашему» о предпринимателях Юга России, рассказывающих свои истории создания бизнеса. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров — жизнеутверждающих и вдохновляющих историй о том, как местные предприниматели адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они, в том числе за счет господдержки, успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.

Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

 

Новой участницей проекта стала Сусанна Макерова из Майкопа — дизайнер-модельер, которая не только создает одежду и аксессуары с этномотивами, но и, являясь популяризатором этномоды, создала арт-пространство SuzieMArtRoom. Дизайнер также основала сообщество художников и дизайнеров, которые работают в этностилистике. Сусанна Макерова рассказала, какую поддержку государство оказывает в развитии этнического искусства, какое место в современной российской модной индустрии занимает этника и как грамотно сочетать традиции и инновации, материальное и цифровое.

фото предоставила Сусанна Макерова
фото предоставила Сусанна Макерова

Как вы пришли в модный бизнес, с чего начался ваш путь?

— В 2005 году вышла первая коллекция «Черкешенка», которая ознаменовала начало моего творческого пути, и в дальнейшем запуск лаборатории моды SuzieMFashionLAB. Первая коллекция, как и последующие, была представлена на многих международных площадках и стала победителем различных конкурсов.

Модой я стала заниматься по зову души и сердца, бесконечно вдохновляясь богатейшим культурным наследием, которое оставили нам предки. Это дыхание моей родины, ее уникальный культурный код. Убеждена, что культурные ценности — непреходящие ценности, которые необходимо интерпретировать и транслировать с учетом современного мироустройства. Это вечные смыслы. Цикличность процессов приводит нас к истокам и вновь запускает механизмы развития.

В таком случае, есть ли у вашего бренда единая идея, основанная на этих ценностях?

— Безусловно. Наша миссия — транслировать культуру через костюм, рассказывать историю своего народа и делать это по-новому. Культурный код — это не застывшее клише или статичная форма с архаичным содержанием; это живая материя, которая дышит, развивается, движется.

При этом художник не то, чтобы адаптирует этнические мотивы, нет. Настоящий художник создает новую форму, ищет новые решения. Затем эта форма наполняется привычным содержанием, которое мы чувствуем и сердцем, и душой.

А как Вам пришла идея организовать свое арт-пространство?

- Решила объединить художников, дизайнеров и других людей искусства; людей, которые «горят» такой же идеей, как и мы, и открыты для взаимодействия. Ведь сейчас эпоха синтеза различных жанров и форм искусства, а значит время взаимодействия представителей различных творческих профессий. И сегодня мы делаем ставку на качество, содержание и профессионализм. А сфера искусства и эстетики объединяет многих.

Поэтому возникла идея создания сообщества EtnomodaArtCommunity для тех, кто умеет и хочет работать с этническими мотивами.

Фото РБК ТВ Юг
Фото РБК ТВ Юг

Кто является резидентом сообщества «Этномода»? Какова их философия, стратегия, и что им может дать арт-пространство?

— В первую очередь это художники и дизайнеры, потому что наша сфера — дизайн одежды и аксессуаров. Отмечу, что Россия — многонациональное государство, и наша сила и преимущество в нашем многообразии. Важно выстраивать межкультурный диалог и это можно делать по-разному, используя разные способы и формы коммуникации. Например, через новые альтернативные формы, которые мы наполняем важными смыслами.

SuzieMArtRoom был создан как площадка, которая объединяет дизайнеров, художников и музыкантов, а также тех, кто вовлечен в творческие профессии и увлечен искусством. Это то место, куда приходят те, кому есть что сказать и, конечно, показать. Те, кому интересен поиск, эксперименты и инновации. Здесь возможно непосредственное взаимодействие с художником-творцом, а это всегда очень продуктивно, эффективно и эффектно.

фото предоставила Сусанна Макерова
фото предоставила Сусанна Макерова

На площадке мы проводим творческие встречи, паблик-токи, размышляем о прошлом и будущем, объединяемся, чтобы рассказать новую историю, что способствует популяризации этнокультур. Ведь тот, кто приобщается к иной культуре, не может ее не любить. Он проникается и наполняется ей. Безусловно, в этом есть общие точки: соприкосновения, пересечения и взаимодействия. Сегодня на нашей площадке представлены не только дизайнеры Республики Адыгея и участники конкурса «Этномода», но и другие художники из разных регионов и стран.

Например, дизайнеры Кубани — Оля Садовая, Анна Козырева, Анатолий Чепрак, а также многие молодые и известные бренды. Также у нас представлены художники из Иордании, Турции, Узбекистана. Ведь искусство не знает границ, а в процессе творческого взаимодействия ты понимаешь, что красота действительно спасает мир. Отрадно, что сегодня есть возможность развивать себя и свой бизнес.

И все же, почему вы решили делать ставку на национальную, этническую культуру?

— Когда я только начала заниматься этой темой, то понимала, что в больших масштабах, когда уже очень много сказано в сфере мирового дизайна, а конкуренция столь высока, нужно делать ставку на этнику. Она вне времени. К тому же, этнических мотивов и образов бесконечное множество. Можно очень много рассказывать об орнаментальном искусстве народов Кавказа — я занимаюсь Черкесской темой, — обращаться к семиотике, знаковости костюма и всех его элементов. Их фиксирует время, они формируют образы, что отражает и воспитывает тонкий вкус, чувство меры, гармонии и понимание прекрасного.

Продукт Лаборатории моды SuzieM, например, это размышления на тему черкесского, адыгского костюма, носителем кода которого я являюсь. Я могу транслировать эти образы тоньше, чем что-либо еще.

фото предоставила Сусанна Макерова
фото предоставила Сусанна Макерова

Взаимодействуете ли вы как-то с молодежью? Какой вид искусства, по вашим наблюдениям, популярен у молодых людей?

— По профессии я лингвист, заведую кафедрой английской филологии на факультете иностранных языков в Адыгейском госуниверситете, где мы регулярно проводим международный конкурс «Этномода». Наша миссия — воспитывать молодежь в лучших традициях, однако важно учитывать, что это люди новой формации, которые видят и ощущают мир иначе. Например, клиповое мышление, превалирующее у молодежи, отражается в техниках работы с материалом. Сейчас в искусстве популярны техники коллажирования: видеоколлажи, фотоколлажи, коллаж на текстиле и прочие.

Получается, культура меняется? Влияет ли на нее активная цифровизация?

— Бесспорно. Последняя выставка, которая у нас проходила, была посвящена дагестанскому художнику Закарье Закарьяеву, который как раз обращается к теме цифровизации. К этому процессу можно относиться по-разному, очевидно одно — это веяние, а точнее требование времени. Мы с вами осваиваем новые инструменты, которые должны работать в руках человека. И все же, если сопоставить искусственный и естественный интеллект, то мы делаем ставку на человека, который подчиняет себе машину. И пока это ему удается, в общем-то, достаточно успешно. Закарья выпустил серию арт-объектов, которые уникальны по своей форме и исполнению — скульптуры из компьютерной клавиатуры. Получается, что он использовал новый материал, новую форму и новый инструмент.

Сочетание физических объектов и цифры — это то, что мы представляем в лаборатории и на площадке. В период пандемии мы выпустили серию интерактивных футболок, по сути, первыми реализовали концепцию «умная» одежда. В прошлом году по моему замыслу организовали и провели первый международный конкурс на цифровой этнолук «Цифровая этномода» с участниками из России, Узбекистана, Турции и Иордании. Мы продолжаем эту деятельность, которую в рамках сообщества EtnomodaArtCommunity курирует Эльвира Лемешаева из Краснодара. На мой взгляд, это перспективное направление. Также важно понимать, как правильно использовать инновационный цифровой инструмент, чтобы можно было сделать его функциональным и неотъемлемым и в творческой сфере деятельности.

Фото РБК ТА Юг
Фото РБК ТА Юг

Один из ярких, прогрессивных, и в то же время, самобытных 3d-художников со своим почерком является Хусейн Кучкаров, который обращается к этнической теме, теме народного костюма и делает это тонко и профессионально. Качественная детализация в его цифровых работах особенно воздействует на молодежную аудиторию. Этот язык понятен им. Думаю, что цифровая мода может вполне ускорить процесс популяризации этнического. В виртуальном мире любой может примерить цифровую черкеску, сарафан, кокошник или папаху, балансируя между реальностью и вымыслом. В этом есть элемент гейминга, однако это направление имеет и практическую ценность, и уже сегодня многие дома моды работают в формате цифровой примерочной.

 Как, на ваш взгляд, сейчас развивается отечественный дизайн? С какими вызовами сейчас сталкиваются художники и бизнесмены?

— Мы все с вами вовлечены в единые процессы — высокая динамика и вызовы времени. Но в этом есть свой плюс. Есть вызов — есть мотивация. Это то, что движет прогресс. И сегодня, в эпоху этноренессанса, когда открылась ниша для российского дизайнера, многие обращаются к этнической теме.

Конечно, есть свои сложности. Далеко не каждый способен генерировать новые идеи и образы. Как говорит бессменный председатель конкурса «Этномода», международный аналитик моды Александр Хилькевич, если у Вас нет вкуса, заниматься дизайном и модой не стоит. Поэтому для любого художника особенно важно, чтобы это тонкое чувство и понимание прекрасного присутствовало в достаточной мере или даже сверх меры. В этом сущность художника.

А вот для того, чтобы сделать из искусства бизнес, нужна предпринимательская жилка. Искусство и предпринимательство не всегда идут бок о бок, поэтому для того, чтобы представить на российском рынке уникальный продукт с этноакцентом, имеет смысл объединить усилия. Такая продукция всегда найдет своего покупателя в любом месте земного шара и будет представлять большую ценность для представителей других этносов. Для этого у нас есть все: многообразие культур и идея, которая объединяет ведь бренд «Этномода». Бренд уже сформирован и даже закреплен за нашей республикой, нашим регионом, нашей страной. Поэтому дизайнеры, которые работают в подобном ключе, объединяются в EtnomodaArtCommunity.

фото предоставила Сусанна Макерова
фото предоставила Сусанна Макерова

Сегодня особенно важно поддерживать художников, работающих в этнотеме. Под художниками я подразумеваю и дизайнеров, и музыкантов, и артистов. Если есть свободная ниша, ее нужно заполнять, и заполнять чем-то качественным, содержательным, благим.

Вы упомянули, что у нас достаточно многонациональная страна. Как это сейчас влияет на развитие искусства и моды?

— Заниматься модой или другим видом искусства может только духовно развитый и наполненный человек. В нашем случае мы наполнены культурным содержанием, историей с глубокими корнями, и хоть иногда это очень крепко держит нас на земле и привязывает к истокам, мы развиваемся. Новое поколение мыслит в новом ключе. Следуя моей логике, Этномода сокращает творческий путь дизайнера, который должен генерировать новый концепт и новые образы, так как есть богатейший этнокультурный материал. Например, в своей работе мы не раз обращались к теме черкески. Даже в традиционном виде мы можем ее носить как абсолютно экстравагантную верхнюю одежду. Недавно в нашем артруме проводили встречу со стилистом Ольгой Садовой из Краснодара, и она обратила внимание на нашу инсталляцию с черкеской. Ольга тут же накинула черкеску на гостью, и образ заиграл по-новому. Оригинально и актуально.

Новая для человечества эра ознаменована эпохой этнофутуризма, в которую мы входим с отсылкой к вечным смыслам через цитаты в новом контексте современности.

Сегодня есть все предпосылки говорить о привычном на разных языках в разном контексте. Вчера мы боялись быть другими, непохожими, боялись выглядеть провинциально. Этника казалась нам застывшей и архаичной. Сегодня этномотивы могут звучать ультрасовременно и ультрамодно. Нам все больше хочется транслировать себя, свою «самость», делать это открыто, делиться и обмениваться красотой своей культуры, вступать в диалог культур. Во время путешествий я, например, всегда пыталась приобрести оригинальные изделия разных народов с этноакцентом и, в каком-то смысле, нарушала общую тенденцию, шла против трендов. Считаю это правильным. Это вопрос развития личности и степени внутренней свободы, которая всегда была свойственна моему красивому народу — адыгам. Сегодня для тех, кто сомневался раньше, этника — это тренд. Моя формула: хотите быть прогрессивными — обратитесь к корням, к вашей сущности и вашей силе.

Считаю, что любой человек по своей природе — художник, и для него необходимо это ощущение внутренней свободы. Такую свободу тебе дает принадлежность к своему народ, уверенность в том, что ты не одинок в своих мыслях, видении и чувствах. Важны уникалии, а не универсализм. В период глобализации мы размывали культуры. Однако, как известно, на любое действие есть противодействие, что человечество и получило сегодня. «Иное» всегда привлекательно, его хочется познать, а похожее всегда банально и скучно.

фото предоставила Сусанна Макерова
фото предоставила Сусанна Макерова

Каким был самый сложный этап в становлении бизнеса, в продвижении этономоды?

— Самый сложный этап — это начальный этап, точка отсчета для художника и зрителя, для производителя и потребителя, и одной из сложностей стало что, что этномода — это не масс-маркет.

Культура бесценна, и здесь встает вопрос ценообразования. Да, это дорого. Это уникальный по форме и содержанию продукт. Я бы не следовала совету снижать планку как для масс-маркета, хотя это, безусловно, помогает расширить аудиторию. Для нас особенно важно качество продукции, техника исполнения и оригинальность. Не обесценивать — это важно. Так что нужна поддержка, поддержка на государственном уровне, о чем мы говорили в Совете Федерации, когда участвовали в выставке дизайнерской одежды.

Проблемой является и производство таких изделий. Ведь сегодня мы, по сути, возрождаем все то, что было. Например, на Кубани было много швейных фабрик. Некоторые сейчас работают в формате небольшого производства, но не все охотно берут сложные заказы. Трудоемко, следовательно, высокий ценник, а покупательская способность невысока. Необходимы площадки в торговых центрах на особых условиях или пространства в формате артрума, подобно нашему, где посетитель может «погрузиться» в культуру разных народов и приобрести предмет этноискусства, и сделать это осознанно. Бренд «Этномода», который мы популяризируем, уже достаточно окреп, чтобы привлечь внимание широкой аудитории и быть историей для всех и каждого в разных уголках России и за ее пределами.

Проект у нас готов, мы можем выйти с уже сформированным наполнением и содержанием. Мы можем рассказать, показать и предложить все самое традиционное в самом прогрессивном русле. Это, безусловно, перспективная и своевременная тема, так как она глубокая, благородная и решает ряд задач государственной важности.

Как вы считаете, успешен ли ваш сейчас ваш проект?

— Знаете, я считаю, что этот проект был обречен на успех изначально. Когда я в 2005 году обратилась к этнической теме, мир был другой. В ближайшее время будет настоящий бум на этнику. Этноренессанс, который охватит всю планету. Так что поддержка необходима, и мы на нее рассчитываем.

Фестиваль «Этномода» много лет реализовывался на базе АГУ и проводился на грантовой основе как фестиваль-конкурс. Нас поддерживает Минкульт РА и те, кому, важно развитие этноискусства и дизайна, так как это кратчайший путь популяризировать свою культуру, через такой мощный социальный институт как институт моды.

Планируем подавать на грант и по направлению этномоды, и по направлению цифровой этномоды, которую инициировала и продвигаю.

Сложно ли было популяризировать этническую моду? Популярна ли она сейчас?

— Республика Адыгея находится на юге, на Кавказе, а это место силы, где вдохновляет все. Развивается туризм, этнотуризм. Думаю, что фестиваль «Этномода» мог бы стать украшением республики, региона, страны. Массовое действо в разных локациях с уличными фэшн и арт перформансами может стать незабываемым для любого гостя республики. Возможен формат недели этномоды с мастерскими и временными шоу-румами. Это мировая практика. Для коммерциализации нужен грамотный маркетинг с учетом специфики. И этим я занимаюсь сейчас, для этого и открыла площадку.

Какое значение имеет этнический дизайн в современном мире?

— Сегодня важно поддерживать этническое в своем самом многообразном проявлении в широком диапазоне, с учетом трансформаций. Ведь искусство всегда отвечает на новые вызовы и, в то же время, прогнозирует пути развития общества, формирует новые образы, новый тип мышления, человека новой парадигмы. Это абсолютно новая история с этническим флером. Такой этнический акцент, который дает понять, кто вы есть, что вы несете в мир и что от вас ожидать.

Так что, полагаю, что в формате импортозамещения мы можем предложить серьезную альтернативу. Это этнокультурный продукт, который проработан, сгенерирован в поколениях, он не может не вызывать интерес, не быть актуальным.

Да, арт-румы в регионах — это решение вопроса. Этнические мотивы — это многообразие, которое вдохновляет и впечатляет. Об этом, в общем-то, можно говорить бесконечно. При этом всегда с любовью и теплотой.

А бизнес по-нашему — это как?

— Бизнес по-нашему — это эксперимент с формой и содержанием, трансформация формы с этнокультурным акцентом. Это синтез традиций и инноваций.

От первого лица Игорь Пьянков: если человек хочет заниматься бизнесом, то нужно пробовать
Материалы выпуска
От первого лица Татьяна Церенова: Именно сегодня есть возможность выйти на новый уровень
От первого лица Дельгир Сарангова: Мы хотим выйти на больший объем экспорта
От первого лица Анатолий Тарасенко: Мы будем развивать предприятия в Крыму и России
От первого лица Олег Примуш: Хочется заявить миру, что умеем вести сельское хозяйство
От первого лица Антонина Симукова: возможность показать качество отечественной продукции
От первого лица Марина Кудряшова: вижу заинтересованность государства в предпринимателя
Рыночный расклад Александр Бояринцев: Бизнес по-нашему — щедро, честно, по-купечески
От первого лица Артем Соколов, селекционер: селекция бахчевых в РФ под надежной защитой
От первого лица Светлана Рихтер: Бизнес по-нашему — развитие, расширение и обучение
От первого лица Сусанна Макерова: наша миссия — продлевать жизнь культурному наследию
От первого лица Игорь Пьянков: если человек хочет заниматься бизнесом, то нужно пробовать
От первого лица Казбек Цишев, сыродел: У меня есть свое, которым я горжусь, а не замещаю
От первого лица Елена Синагулова, «Вокруг сыра»: Мы не просто выживем, а расцветем
От первого лица Алексей Астахов, фермер: Мы способны сами себя полностью прокормить
Практика «БВН инжениринг»: Изменения и рост происходят в условиях стресса
Содержание
Закрыть