
Несмотря на вызовы рынка, девелоперы Юга в первой половине 2025 года не снизили объемы ввода. Так, по данным Единой информационной системы жилищного строительства, в Краснодарском крае за этот период ввели в строй 1,15 млн кв. м многоквартирного жилья, что на 30% больше, чем за тот же срок 2024-го. В Ростовской области этот показатель составил 346 тыс. кв. м — примерно на уровне прошлого года.
Представители отрасли отмечают, что теперь ставка в первую очередь делается не на объемы, а на содержание проекта и его место в сложившейся конкурентной среде.

Антон Медведев, заместитель председателя правления «Банка Дом.РФ»
В июле прошлого года государство перешло от массового субсидирования спроса на жилье к адресным программам — таким, как «Семейная ипотека», IT, дальневосточная и пр. В это же время отрасль вынуждена справляться с целым рядом циклических вызовов: высокая ключевая ставка ЦБ, повышение стоимости стройматериалов, оборудования и опережающий рост заработных плат на фоне дефицита трудовых ресурсов.
Многие наши клиенты пересматривают свои стратегии развития. Девелоперы разделились на три группы. Первые сокращают свой бизнес и продают проекты, вторые работают над удержанием объемов, третьи рассматривает кризис как время новых возможностей. Последняя категория — это 41% компаний. Данные застройщики сбалансированно развивались в последние годы, работали над продуктом и продажами, правильно управляли долговой нагрузкой и формировали финансовую подушку.

Тамара Коломийцева, коммерческий директор девелопера AVA
В 2025 году основные тренды в строительной отрасли обусловлены прежде всего тенденциями в экономике и банковской сфере.
Прежде всего в 2025 году наблюдается уменьшение количества выведенных на рынок новых объектов из-за сокращения покупательского спроса. В июне текущего года застройщики вывели на 50% меньше многоквартирных домов, чем годом ранее. При этом Краснодарский край по-прежнему сохраняет лидерские позиции — за месяц здесь и в Крыму появилось больше всего проектов (по 21 объекту).
Общий тренд для сферы строительства определяется улучшением качества жилого фонда, которое обусловлено повышением стандартов застройки и возрастающими запросами покупателей. В крупных городах эта тенденция развивается активнее.
Помимо этого, одной из важных тенденций в отрасли является цифровизация. Быстрыми темпами развивается роботизация — от 3D-печати зданий до использования автономной строительной техники. Появляются совершенно новые профессии, например, такие как BIM-менеджеры или операторы строительных дронов. Активно внедряются технологии, повышающие безопасность документооборота.

Аркадий Погосян, основатель девелопера Bravo
В кризисные времена выживают компании с сильным менеджментом, у которых была правильно выстроена экономика, сформирована крепкая команда и надежные активы. Учитывая ситуацию, сложившуюся в экономике и банковской сфере, девелоперы более глубоко просчитывают финансовые модели, оценивают риски и сроки реализации.
Несмотря на снижение количества вывода новых объектов, падение в сегменте новостроек после отмены массовой льготной ипотеки пока не является для отрасли чем-то критичным. А в ряде регионов страны рынок недвижимости демонстрирует существенный рост. Так, в Анапе продажи курортного жилья выросли на 68% в январе-мае, а средневзвешенная цена на квартиры комфорт-класса — на 8% по сравнению с началом 2025 года.
Поэтому можно констатировать, что участники рынка стараются адаптироваться к новым реалиям с сокращенными ипотечными программами.

Анастасия Маслеха, директор ГК «Точно»
Сегодня ключевое в строительной отрасли — это способность быстро адаптироваться, перестроиться на новые правила и реалии. При этом перед девелоперами стоят две главные задачи. Первая — рост доходной части, увеличение продаж. А вторая — уменьшение себестоимости.
В то же время продукт должен оставаться качественным и конкурентоспособным на рынке, что само по себе является непростой задачей в условиях, когда требования к девелоперским проектам постоянно растут.
В этом смысле я вижу большие перспективы в работе с российскими производителями материалов для строительства, благоустройства, озеленения и т. д., которые могут предложить качественные решения по более низким, чем у зарубежных поставщиков, ценам. Что касается перспектив спроса в 2025 году, то все достаточно просто: он будет расти у тех, кто сможет предложить решения, подходящие клиенту по цене и характеристикам. Рассчитывать на какие-то иные факторы стимулирования продаж сейчас не приходится, девелоперы должны надеяться только на себя.

Игорь Ребрищев, директор Союза «Саморегулируемая организация «Межрегиональный альянс строителей»
Строительные компании, реализующие проекты КРТ, стали в разы ответственнее. Я считаю это однозначным и первостепенным изменением рынка Краснодарского края последних лет. Из региона ушли строители «одного дня» и «одного дома». Реализация подобных проектов требует комплексного подхода и четкой стратегии, профессиональной и сплоченной команды, достаточного портфеля ресурсов, в том числе и кредитных.
КРТ означает возросшее качество жилья, на территориях проектов обязательно возводятся школы и детские сады, спортивные объекты. В отдельных жилых комплексах можно увидеть отделение поликлиники. Невозможно не отметить ландшафтный дизайн парков и скверов, благоустраиваемых территорий, современный дизайнерский подход, применение новых материалов и решений и элементов цифровизации жилого комплекса и управляющих компаний. Изменения за последние 10 лет впечатляющие — Краснодар и в целом край стали еще более привлекательны как для жизни так и для туризма, построения бизнеса и других направлений.

Юлия Сидорова, коммерческий директор ГК «Метрикс Development»
2025 год — это этап, когда строительная отрасль в России не просто адаптируется, а осознанно переходит к более зрелой, ответственной модели развития. Среди ключевых трендов можно выделить несколько направлений.
Во-первых, рост требований к качеству продукта. Покупатель становится все более избирательным: внимание уделяется не только цене, но и репутации девелопера, глубине проработки проекта, наличию отделки, уровню благоустройства и сервисной составляющей.
Во-вторых, изменение условий ипотечного кредитования усилило спрос на готовые и функциональные решения. Люди стремятся минимизировать срок «входа» в недвижимость как для собственного проживания, так и для быстрой сдачи в аренду.
Третий тренд — расширение географии девелопмента. Мы видим, как региональные рынки становятся драйверами роста.
В целом 2025 год можно назвать одним из самых сложных для отрасли, и это требует от девелоперов системного подхода. Наша стратегия — не сокращать активность, а адаптировать ее под реальный спрос и стратегические перспективы рынка.

Кирилл Саенко, управляющий партнер Veselovka Experience
В 2025 году девелопмент начал искать новые форматы. Само по себе соответствие объекта критериям комфорт- или бизнес-класса уже не является гарантией высокого темпа продаж. «Просто жилье» уже не интересно. Да, спрос все еще есть в регионах с хорошим притоком населения, в том числе в Краснодарском крае. Но динамика спроса существенно снижена, в связи с чем крупные девелоперы ищут новые форматы и выходят с проектами в новые для себя регионы.
Наша компания — девелопер одной курортной территории с органической стратегией роста. В связи с этим, мы отложили запуск новых этапов на 1,5–2 года вперед. И если ранее мы были готовы рассматривать новые локации для курортного развития, то сейчас поставили этот процесс на паузу.
Что касается глобальной рецессии в российской экономике, то если она полноценно вступит в свои права, то оставит возможности только для эффективных компаний или для тех, кто окажется держателем проектов на локациях-исключениях — тех, которые продолжат расти и в период рецессии.