
Сегодня южанки — успешные бизнес-леди и стильные дамы. Какими они были 100 и более лет назад? Как менялся образ женщины в русской литературе и чему могут научить не только детей, но и взрослых деловых людей умные книги? Об этом РБК+Юг поговорил с известной писательницей, автором серии книг «Удивительная Русь» Жанной Андриевской.
Свободолюбивые и деловые
— В чем уникальность южных женщин? В чем их сила, самобытность, на ваш взгляд? Более ли они исторически склонны к творчеству, бизнесу, независимости?
— Ответ на этот вопрос можно получить, в том числе изучая национальный костюм. Типичный южный женский образ очень отличался от образа представительницы прекрасного пола Центральной России. Так, на юге женщины носили шали и платки, а в Центральной России и на Севере чаще головные уборы (шишак, кокошник, венец). Именно на юге женщина была подчеркнуто стильной: волосы уложены в узел, голова не повязана платком, обязательно шаль на плечах. В то время как в центральной полосе России женщины носили широкие длинные сарафаны и лапти, на юге надевали приталенную одежду и кожаную обувь — сапожки, туфли.
И в поведении южанка была более самостоятельной: могла, например, пойти в гости к подруге без разрешения мужчины (отца, супруга, брата). Это связано с историей заселения южных территорий казаками, которые часто брали в жены независимых женщин. Как правило, это были беглые крепостные, свободолюбивые, с норовом, как говорят казаки. Кроме того, в нашей южной культуре, связанной с купечеством, деловая хватка приветствовалась всегда.
— Жанна, есть ли в истории России примеры женщин-предпринимательниц, скажем, в XVIII-XIX вв.? Или все в ту пору занимались только семьей и детьми?
— Были исключительные случаи. Если женщина по какой-то трагической случайности становилась вдовой, то ей было необходимо самостоятельно поднимать детей. И часто у женщин в таких ситуациях проявлялась предпринимательская жилка. Особенно яркие примеры мы находим в купеческой среде. Некоторые женщины (Мария Морозова, Вера Алексеева и другие) не просто вели хозяйство — они становились полноценными руководителями мануфактур, демонстрируя удивительную деловую хватку.
— В современном информационном поле часто звучит сочетание «успешная женщина». Как вы считаете, успешная женщина в современном мире — какая она? Всегда ли это лидер, бизнес-леди или мерило успеха может быть другим?
— На мой взгляд, успешная женщина — это в первую очередь женщина счастливая. Женщина, которая гармонично живет с окружающим и своим внутренним миром. Для меня успешная женщина — реализованная во всех социальных ролях: как супруга, как мать, как специалист профессионал в своей деятельности. Когда люди реализованы только в чём-то одном, они очень часто теряют другую свою составляющую. Видимо, это законы Вселенной, ведь человек должен стремиться к гармонии. Очень важно для женщины иметь свое собственное личное пространство для реализации вне зависимости от положения супруга.
Воспитание и книги
— Как вы считаете, может ли художественная литература воспитывать деловые качества?
— Действительно, литература — это лучший образец для осмысления различных паттернов поведения. Я считаю, что иногда для личностного роста более ценно, чем поход к психологу, прочтение классической литературы — например, Ивана Бунина или Льва Толстого. Правильные поведенческие аспекты, которые мы видим в художественных романах, помогают осознать правильность или неправильность собственных поступков.

Мне кажется, сегодня у общества есть запрос на определенную духовно-нравственную культуру. И именно достойное поведение должно цениться любым нормальным, адекватным, психически здоровым человеком. А в бизнесе особенно важно, как человек себя ведет, как он себя позиционирует, что знает, насколько образован, в том числе и начитан. Это актуально и для деловой женщины, ведь основной аспект бизнес-сферы — вопросы коммуникации, психологии, взаимодействия. Правильные литературные примеры помогают найти ключик к выстраиванию диалога, к позитивной деловой коммуникации.
— Если уж мы заговорили о воспитании книгами, то стоит упомянуть о том, что современные дети мало читают. Как вернуть подрастающее поколение в мир книг, с помощью каких примеров и героев? И какие формы вы используете в своем новом проекте «Удивительная Русь — детям», чтобы привлечь внимание аудитории, воспитанной на супергероях и выдуманных вселенных?
— Действительно, проблема привлечения детей к чтению — одна из ключевых задач современного образования и культуры. Мы живем в эпоху, когда дети окружены цифровыми технологиями, которые часто затмевают традиционные ценности и культурное наследие. Однако я убеждена, что книги остаются мощным инструментом для формирования личности, особенно если они обращаются к национальным корням и традициям.
В своем проекте «Удивительная Русь — детям» я стараюсь сделать акцент на том, что близко и понятно нашему национальному сознанию. Это не просто книги, а проводники в мир русской культуры, традиций и духовных ценностей. Например, книга «Русская изба» помогает ребенку погрузиться в мир традиционного русского жилья, понять, как был устроен быт наших предков. Это не просто познавательные рассказы, а возможность почувствовать связь с прошлым, с корнями, которые формируют нашу идентичность.
Еще одна важная книга в этой серии — «Родная старина». Это энциклопедия, которая рассказывает о том, как жили наши предки, какие носили головные уборы, откуда произошло слово «Родина» и почему так важно ценить свою малую родину. Через такие книги дети начинают понимать, что их история, их культура — это нечто уникальное и ценное. Это помогает формировать у них чувство гордости за свою страну и ее наследие.
Я всегда ратую за то, чтобы в воспитании детей делался акцент на родное, на то, что близко нашему духу. Например, наши сказочные персонажи — домовые, русалки, лешие — это не просто фольклор, а часть нашей национальной картины мира. Они учат детей добру, справедливости, уважению к природе и традициям. В книге «Тайны русских народных сказок» я стараюсь раскрыть глубинный смысл этих историй, чтобы родители и дети могли вместе обсуждать, почему Баба Яга передвигается в ступе или почему Кощей бессмертный. Это не просто развлечение, а уроки жизни, которые передаются из поколения в поколение.
Что касается поддержки со стороны властей, то здесь, конечно, есть определенные шаги. Например, несколько лет назад вышел указ президента России Владимира Путина о необходимости укрепления духовных традиций. Это важный сигнал, но, на мой взгляд, нужно больше внимания уделять именно региональным проектам, которые популяризируют национальную культуру. Серия «Удивительная Русь» уже представлена в библиотеках, мы проводим презентации с издательством «Феникс», но хотелось бы, чтобы такие инициативы получали больше поддержки на федеральном уровне.
Ведь такие книги — это инструмент для формирования национального самосознания, для укрепления духовных и нравственных ценностей в нашем обществе. И если мы хотим, чтобы наши дети росли с правильными ориентирами, то начинать нужно именно с книг, которые рассказывают о нашей истории, культуре и традициях.