Северный Кавказ — одна из немногих территорий на карте России, где издревле возделывали виноград. В Дагестане первые следы этой культуры обнаруживаются в далеком прошлом. Сегодня винодельческая традиция СКФО возрождается. Мощным стимулом развития отрасли является не только само производство алкогольных напитков, но и винный туризм, способствующий формированию аутентичного бренда регионов Северного Кавказа.
Северо-Кавказский федеральный округ сегодня занимает второе в России место по количеству винодельческих регионов, уступая только Южному федеральному округу. Наиболее крупными производителями вин в округе выступают Дагестан и Ставрополье, где традиции виноделия имеют глубокие исторические корни.
Богатое культурное наследие и природа делают эти регионы крайне привлекательными для туристов. По данным пресс-службы правительства Ставрополья, турпоток в регион по итогам 2023 г. увеличился на 45% — до 3,5 млн туристов. Как сообщила пресс-служба главы администрации республики, в Дагестане в 2023 г. побывало 1,7 млн туристов, что на 12% больше уровня предыдущего года. Растет и популярность энотуризма.
По мнению экспертов и опрошенных игроков рынка, винный туризм может обеспечивать значительную долю выручки производственным предприятиям. По словам главы Союза сомелье и экспертов России Артура Саркисяна, на Кавказе сегодня многие винодельни и заводы стремятся привлечь туристов, но для этого необходима соответствующая инфраструктура.
«При условии выпуска качественной продукции прибыль от энотуризма может составлять до 30% от общей выручки предприятия», — пояснил Артур Саркисян.
Дагестан: туристы открыли врата Кавказа
История виноградарства в Дагестане имеет древние корни — со времен существования Великого Шелкового пути. Сегодня винодельческие традиции региона сохраняются, а энотуризм стал одним из стимулов для местных виноделов.
Как рассказали РБК Кавказ в пресс-службе «Дербент Вино», в текущем году на развитие эно-, агро— и промышленного туризма будет направлено около 50 млн руб.
«В прошлом году нашу винодельню посетило около 7 тыс. человек. Если в первый год у нас было порядка 3 тыс. человек на винодельне, то на 2024 год мы планируем встретить около 15 тыс. человек», — рассказала директор по маркетингу «Дербент Вино» Юлия Обухова.
По словам Артура Саркисяна, в Дербенте сегодня есть целый ряд больших и малых предприятий, специализирующихся в отрасли виноделия и коньячного производства, что делает этот район потенциально интересным с точки зрения развития энотуризма.
«Например, семейная винодельня «Агролайн», современная Дербентская винодельня, Дербентский коньячный комбинат (ДКК), Дербентский завод игристых вин. Они все находятся рядом друг с другом, у каждого свои «фишки». Поэтому в Дербент, который и так является историческим городом, безусловно, энотуристу также интересно приезжать», — пояснил эксперт.
Промтуризм на коньячных заводах
Дагестан славится не только винами, но и производством коньяков. В регионе расположено несколько крупных предприятий, история некоторых насчитывает уже не одну сотню лет. Эти заводы также активно развивают энотуризм и промышленный туризм. АО «Кизлярский коньячный завод» (АО «ККЗ») открыло свое производство для туристов в 2022 году.
«С того момента завод посетило около 4 тыс. туристов. В основном это гости, приезжающие из соседних регионов, а также из Центральной России. Среди посетителей зачастую есть люди, не интересующиеся алкогольной тематикой, им больше интересно посмотреть на то, как развивалось коньячное производство в России, увидеть единственный в России музей коньяка, посмотреть на полный технологический цикл производства», — отметили в пресс-службе предприятия.
Пока туризм не приносит значительной прибыли заводу, но положительно влияет на имидж компании, обеспечивая доверие потребителей. В дальнейшем в течение 2-3 лет завод рассмотрит возможность создания собственного туристского комплекса.
Гости АО «Дербентский коньячный комбинат» (АО «ДКК») также могут познакомиться с действующим производством. На предприятии разработана специальная экскурсия, включающая посещение производственных цехов, дегустацию, мастер-классы по приготовлению коктейлей. В 2023 году на заводе провели 4813 экскурсий — на 400 больше, чем в 2021 году. Среди экскурсантов встречаются как гурманы и любители коньяка, так и просто путешественники, которым интересна культура и история республики. В текущем году на предприятии для туристов откроют новую локацию — специальный тоннель, где посетители смогут ближе познакомиться с продукцией комбината.
По мнению генерального директора MICE Market Сергея Рыжова, промышленный туризм является хорошим инструментом как для развенчания мифов о производстве, так и для формирования устойчивой маркетинговой политики, открытости пищевого производства.
«Образцы производства вина — яркий пример, когда после грамотно проведенной экскурсии туристы приобретают этот продукт, буквально сметая с полок. Средний чек при приобретении в фирменных магазинах продукции после посещения пищевого производства составляет от 2 до 15 тыс. руб. на человека в зависимости от того, что предприятия выпускают», — пояснил Рыжов.
Ставрополье: виноделы формируют маршруты
Ставропольская традиция виноделия берет свое начало в XVII веке, когда русские поселенцы высадили первые виноградники у сел в районе долины реки Кума, сообщается на сайте ГУП «Ставропольвиноградплодопром». Наиболее известным центром виноградарства и виноделия на Ставрополье является район Кавказских Минеральных Вод, где сосредоточено наибольшее количество отраслевых предприятий, в том числе завод шампанских вин ООО «Кавигрис». Сегодня предприятие, где прошла масштабная реконструкция, активно привлекает туристов. Для этих целей здесь даже был создан туристско-информационный центр.
«Мы планируем реинвестировать средства, полученные от экскурсионной деятельности, в создание туристской инфраструктуры завода, реконструкцию клуба винзавода, создание пространств для творчества и проведения деловых мероприятий. Здание бывшего «Дома виноградаря» мы планируем превратить в музей», — рассказал гендиректор ООО «Кавигрис» Сергей Ковтун.
В 2024 году «Кавигрис» ожидает в гости 2,75 тыс. человек. В зимний период на заводе занимались налаживанием взаимодействия с туроператорами. Целевой аудиторией завода «Кавигрис» руководитель завода назвал восторженных любителей и энтузиастов российского виноделия. Основной поток дают гости курортов Кавказских Минеральных Вод.
По словам Сергея Ковтуна, в Ставропольском крае маршруты энотуризма только формируются. Однако сами винодельческие предприятия стараются создавать такие пути для туристов. Например, «Кавигрис» сотрудничает в этом направлении с рядом местных хозяйств, в том числе с «Винодельней Батрака».
«В 2022 году мы получили грант на благоустройство территории для туристов в размере 9 млн руб. Наше предприятие развивается за счет собственных средств, мы уделяем особое внимание комфорту наших гостей и с каждым годом улучшаем условия посещения и сервис», — рассказал руководитель предприятия Виталий Батрак.
По словам главы хозяйства, благодаря туризму у винодельни увеличилась целевая аудитория и выросли продажи. Туризм помогает знакомить гостей с продуктом, увеличивать реализацию. В планах у виноделов Кавминвод — создание собственной «Винной деревни», где гости смогут остановиться на несколько дней, чтобы посетить все винодельни в районе.
Динамика подтянется за инфраструктурой
Говоря об энотуризме на Северном Кавказе, эксперты отмечают большой потенциал этих территорий. По мнению Сергея Рыжова точкой роста для винодельческих хозяйств макрорегиона сегодня является общий маркетинг. Наличие необходимой туристской инфраструктуры Артур Саркисян выделил как основное условие развития направления.
«Это будет не так быстро. Это «длинные деньги». Сегодня же, когда туристы планируют поездку в Северную Осетию, Дагестан, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, они пока не понимают, что там делать, где остановиться, куда сходить. И основная задача — создать необходимую инфраструктуру в этих регионах», — отметил эксперт.
С этим согласны сами представители предприятий, отмечая высокий потенциал развития направления. Например, АО «Дербентский коньячный комбинат» рассматривает энотуризм как возможность устанавливать новые контакты с покупателями и партнерами.
«Возможно, что уже через несколько лет энотуризм станет значимым каналом сбыта для комбината, и доля продукции, реализуемой таким образом, будет значительно расти», — отметили на предприятии.
«Энотуризм — это больше искусство, чем бизнес. В нашей стране это явление достаточно молодое, но активно развивающееся. Северный Кавказ еще в самом начале пути, но старт его мощный и красивый», — резюмировал Сергей Ковтун.