От первого лица , Кавказ ,  
0 

Экосистема развития Кавказа

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей
Генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов — об эффектах влияния ОЭЗ на территории и о том, как развитие курорта увеличило турпоток, изменив его структуру

Северный Кавказ в настоящее время стал одним из лидеров не только туристского, но и инвестиционного рынка страны. С помощью развития туристских территорий через механизм особых экономических зон (ОЭЗ) регионы Северного Кавказа «перезагружают» не только экономику, но и социальную сферу. Накануне Кавказского инвестиционного форума гендиректор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов в интервью РБК Кавказ рассказал о формировании инновационных подходов к развитию туризма на Кавказе, перспективах горнолыжной индустрии и опыте корпорации в направлениях консалтинга и экспертизы.

— В последние годы Северный Кавказ показывает существенный рост по турпотоку, в том числе благодаря работе корпорации сразу по ряду направлений. В каких показателях можно оценить этот эффект и как компания реагирует на новые вызовы?

— Кавказ.РФ как объединенный институт развития работает чуть более двух лет. За это время удалось сформировать единую систему управления, принять стратегию, разобраться с непрофильными активностями и сконцентрировать полномочия для системного, а не точечного влияния на экономику Северного Кавказа. Показали себя новые направления — консалтинг и сопровождение инвесторов, продвижение инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ. В итоге все это сработало на результат.

Мы видим позитивную динамику в округе: с 2021 года на 280 млрд руб. вырос объем инвестиций в основной капитал, на 43 млрд руб. увеличились налоговые поступления в бюджеты субъектов региона, снижается безработица — с рекордных 16% в 2021 году до 9,8% в 2023 году. В прошлом году Северный Кавказ показал прирост турпоездок в два раза выше среднероссийских, а горнолыжные курорты региона вошли в ТОП-3 по популярности в стране, на треть увеличив число гостей по сравнению с предыдущим годом.

Это косвенные эффекты, но есть и прямые. Флагманский курорт «Эльбрус» ставит рекорды посещаемости. К примеру, в марте он принял рекордное за месяц количество гостей за всю историю своего существования — 103 тыс. туристов отдохнули в первый месяц весны. Предыдущий рекорд был зафиксирован в прошлом августе, когда было запущено 30 км обновленных экотроп с современной навигацией. Тогда курорт принял 99 тыс. туристов.

Итоги зимы подведем позже, поскольку только на «Эльбрусе» традиционно катаются до конца июня. По предварительным данным, с 21 ноября прошлого года — с начала сезона — и до конца мая наши курорты посетило свыше 380 тыс. туристов — рост 22% в сравнении с аналогичным периодом. Только на «Эльбрусе» этой зимой отдохнуло на треть больше гостей, причем сезон еще не завершен.
Важно, что к развитию курортов активно подключаются инвесторы, заинтересованные вкладывать и получать прибыль. Объем заявленных частных инвестиций в курорт составляет почти 40 млрд руб.

Магнит для инвесторов

— Развитие ОЭЗ по-прежнему является приоритетным направлением работы корпорации?

— Туризм становится полноценной отраслью экономики на Кавказе, выступает в качестве своеобразного магнита для инвесторов — это сегодня очевидно. Кейс по созданию, выведению на операционную рентабельность и последующей продаже «Архыза» частному инвестору стал одной из знаковых инвестиционных сделок прошлого года. Он позволяет говорить об экспертизе компании по созданию горных курортов полного цикла. Как говорится, где другие учатся, мы можем уже преподавать. И если раньше очередь из инвесторов стояла только на «Архыз», то за прошедшие два года видим ажиотаж и на других наших проектах. Объем заявленных инвестиций в наши ОЭЗ за два года увеличился почти в 8 раз — до 120 млрд руб., число резидентов — с 4 до 18, и это без учета «Архыза» и нового проекта — Каспийского прибрежного кластера.

С участием Кавказ.РФ планируется создать аналогичные точки роста экономики в каждом регионе СКФО, интегрировать все государственные меры поддержки для тех, кто готов инвестировать в Северный Кавказ. В этом году с нашим участием планируется запустить проект создания ОЭЗ на территории Кавказских Минеральных Вод как ключевой этап обновления инженерной инфраструктуры известной курортной агломерации. В районе Железноводска, Ессентуков, Лермонтова и Кисловодска к 2028 году планируется создать около 6 тыс. новых номеров в санаторно-курортных и гостиничных комплексах.

— Горнолыжные курорты — это сложная технологическая инфраструктура. Удается ли «держать» сроки по объектам?

— Действительно, отдельного внимания заслуживает наша экспертиза по строительству инфраструктуры в сложных горных районах. На этом сосредоточен строительный блок компании. В прошлом году мы переформатировали службу заказчика: создали проектные офисы на курортах, внедрили систему ежедневного мониторинга хода строительства, усилили спрос с подрядчиков за своевременную сдачу выполненных работ. В результате вышли на вполне «взрослые» цифры по вводу объектов: вместо двух-трех по году ввели более 20 в прошлом сезоне. Сейчас на курортах идут три активные стройки параллельно. Идет обновление «Эльбруса» — проектируется и в следующем году будет запущено комплексное благоустройство. Завершаются подготовительные мероприятия по организации новой зоны катания. Создаем сервисный центр и восстанавливаем легендарный «Приют 11». С приходом федеральных отельеров, которые также проектируют свои объекты, будем внедрять новые стандарты обслуживания. Задача этого и следующего года сверхсложная — запустить канатные дороги на «Ведучи» и «Мамисоне» (речь идет об одновременном монтаже 6 канаток).

— Столкнулись ли вы в текущих геополитических условиях с обеспечением курортов канатными дорогами, которые раньше поставлялись из-за рубежа?

— Сегодня под нашим управлением эксплуатируется более 20 км горнолыжных трасс и 5 канатных дорог. При этом мы активно расширяем зоны катания на своих курортах, и поэтому нам необходимы новые канатные дороги. Причем потребность существует именно в современных дорогах высокой производительности с отцепляемыми зажимами, в том числе гондольного типа. К примеру, на «Эльбрусе» к 2026 году понадобятся 4 пассажирские подвесные канатные дороги с 8-ми местными кабинками.

Понимая это, два года назад мы начали взаимодействовать с компанией «Руслет» — это российский производитель современных высокоскоростных канатных дорог. Компания планирует к 2025 году полностью локализовать производство: сейчас ведет строительство завода в Тверской области. На курорт «Ведучи» компания уже поставила технологическое оборудование для двух канатных дорог. В производстве находится еще одна отцепляемая канатная дорога. Начались поставки двух канатных дорог отцепляемого типа и на курорт «Мамисон». Это будут дороги с 8-ми местными кабинками и 6-ти местными креслами. Протяженность такой канатки — более 3200 м. Она будет поднимать туристов на отметку почти 3000 м и станет одной из самых длинных канатных дорог подобного типа на территории нашей страны и самой протяженной на Северном Кавказе.

Развивая всесезонность

— Изменился ли портрет туриста горных курортов за последнее время?

— Хочу сказать, что на курортах сегодня кардинально меняется состав гостей. Простой пример. Легендарный курорт «Эльбрус», развитием которого занимается наша команда, ведет свою историю с начала 1970-х. Десятилетиями он был одним из самых популярных курортов, причем именно у альпинистов, организованных походников и, конечно, всех катающихся. Сегодня половина гостей «Эльбруса» — это не горнолыжники, а обычные туристы, которые любят проводить время в горах. Люди приезжают на день-два, на неделю, семьями или в одиночку. Например, в праздничные дни марта на курорте отдохнуло 10,5 тыс. человек, из них практически половина — это не горнолыжники и не сноубордисты.

У нас летний турпоток фактически сравнялся с зимним. Одна из причин — развитие сети экотроп. Обустраивая доступные всем экологические тропы, мы показали, как можно уравновесить летний и зимний турпотоки. Например, на Эльбрусе их сейчас 7 протяженностью 30 км, все они разного уровня сложности. По ним можно пройтись к водопадам, озерам, источникам с минеральной водой и даже к вершине Эльбруса. В ближайшем будущем планируем обустроить новую, очень важную для нас экотропу. Это будет Тропа Победы по местам ожесточенных боев за Эльбрус в период Великой Отечественной войны — идея Юрия Чайки.

У туристов становятся все более востребованными курорты с индивидуальным обликом. Уникальные места отдыха с особыми смыслами становятся трендом. Поэтому мы стараемся сохранить эти смыслы. Разработан новый фирменный стиль «Эльбруса». Дизайнеры вдохновились наследием легендарного курорта и в основу поставили его уникальность, непохожесть на другие горнолыжные локации страны, богатое альпинистское наследие и суровый характер.

Наш «Ведучи» — это история чеченских гор. Это средневековые башни, древние промыслы: коневодство, травничество. На культуре и традициях создаем не только архитектуру, но и атмосферу курорта. Отличительная особенность пляжного Каспийского кластера — использование в облицовке зданий самобытных натуральных материалов в сочетании с современными. И так можно сказать о каждом курорте. В уникальности — сила.

Прогноз развития

— Вскоре к выбору туристов прибавится и большой пляжный курорт. Развитие Каспийского побережья стало частью федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал». Что уже сделано и все ли идет по плану?

— Действительно, мы все ближе к пониманию того, каким будет наш новый курорт на Каспии в Дагестане — первый пляжный кластер для команды Кавказ.РФ. Началось проектирование первых объектов. Выбранные по конкурсу подрядчики проведут инженерные изыскания и разработают проектную документацию для формирования дорожно-уличной сети и строительства многоуровневых парковок, смотровых, спортивных и детских игровых площадок, променада, набережной, пешеходных и велосипедных дорожек в парковых зонах. Готовится архитектурная концепция трехэтажного многофункционального центра, в основу которой войдут натуральные материалы наружной отделки, фасадов и интерьеров в сочетании с культурными особенностями и традициями Дагестана. В здании площадью около 6 тыс. кв. м разместятся офисные помещения, рестораны и конференц-зал.

Высокая проработка этого проекта вызывает большой интерес инвесторов. Ожидаем, что объем государственных вложений в инфраструктуру составит около 12 млрд руб., частных — более 70 млрд руб. Курорт планируется развивать поэтапно. Первые объекты будут введены в 2027 году, параллельно будет идти строительство Всероссийского детского центра «Дагестан».

Мы все понимаем, насколько сегодня нужен такой современный пляжный кластер и для региона, и для страны в целом. Только в прошлом году более 1,7 млн человек посетило Дагестан, из них почти 500 тыс., или треть турпотока, выбрали местом отдыха именно побережье Каспийского моря. И это не удивительно: там теплый климат и протяженные песчаные пляжи. Но, в отличие от Черного и Азовского морей, этот потенциал пока не реализован, на побережье нет еще крупных современных комплексов, а ведь в республике максимальная концентрация видов туризма: историко-культурный, спортивный, гастрономический и этнографический.

— Как вы бы оценили социально-экономический эффект от создания и работы ОЭЗ на этих территориях в целом?

— Курорты становятся центрами развития ближайших районов, в том числе горных. Возьмем «Архыз». В 2013 году мы запустили и поступательно отстроили современный горнолыжный комплекс. На сегодняшний день это один из лучших в стране, а по итогам премии «Горы России» даже лучший. Если раньше из маленького одноименного поселка молодежь уезжала, то сейчас это одна из главных точек притяжения. За последние годы стоимость земли в Зеленчукском районе выросла в 5 раз. На глазах появился крупный поселок с 5 тыс. новыми гостиничными номерами, рабочими местами для 1 тыс. человек. Или «Ведучи» в Чечне. Это совсем молодой курорт, который мы сегодня продолжаем строить, но он уже, можно сказать, «разрастается» на 100 км — именно такое расстояние до туристического комплекса «Кезеной-Ам». Вместе с правительством Чечни начали работать над проектом экотропы, которая свяжет два курорта, — тоже драйвер развития. С этим опытом мы можем прогнозировать и развитие других горных ущелий, где строим курорты, — Мамисонского например.

Главное — развивать все комплексно, с учетом перспектив роста турпотока, планов по строительству дорог, коммуникаций. Основная наша опора — мастер-планирование территорий, прилегающий к особым экономическим зонам. По сути, это практический прогноз развития горного региона с понятными шагами для бизнеса и власти.

— За годы работы обновленного института развития экспертиза компании значительно расширилась и вышла за рамки туристического направления. Какое количество инвестпроектов поддержано Кавказ.РФ за годы работы?

— В 2021 году совместно с Минэкономразвития России мы пересмотрели инвестиционную политику компании, связав ее с концепцией прорывных проектов Правительства РФ, чтобы все развивалось в единой логике. Портфель инвестиционных проектов сегодня вырос в объеме до 41,6 млрд руб. И главное, он качественно изменился: к АПК, промышленности и туризму добавились транспорт и строительная отрасль. Мы участвуем в девяти из 35 приоритетных проектах СКФО, отобранных правительством РФ.

Компания заходит и в новый для себя сектор малого и среднего предпринимательства через фондирование и привлечение банков, развивается направление нефинансового консалтинга.
Так, за счет активной коллаборации с банками и внедрения новых инструментов поддержки, таких как проектное фондирование, удалось увеличить до 128 число проинвестированных проектов с участием нашего института развития.

Запрос бизнеса на консалтинговую поддержку, к примеру, в части инвестиционной перезагрузки проблемных предприятий позволил нам активно развивать новую для себя экспертизу. В прошлом году в результате такой работы пять предприятий получили банковское финансирование, нашли частного инвестора. В этом году как минимум 15 инвесторам поможем с воплощением бизнес-идеи.
Для меня ценно, что Кавказ.РФ выступает инициатором изменений, наша команда не боится заходить в новые для себя области. Мы создаем центр компетенций, совместно с Минэконом модернизируем систему ЖКХ в регионе, занимаемся правовым регулированием экотроп, внедряем на курорты инклюзивные практики, поддерживаем и продвигаем локальные бренды, недавно создали собственного туроператора и туристический портал. А это уже почти экосистема развития Кавказа.

Автор: Наталья Тишкова

Инструменты Семь регионов солнца, воды и ветра
Содержание
Закрыть