В структуре растущего турпотока на Кавказ в последние годы увеличивается доля гостей, приезжающих с медицинскими целями. Помимо санаторно-курортного, развиваются и другие направления: рядом с клиниками открываются гостиницы и отели, которые позволяют пациентам наблюдаться у доктора в течение всего курса. О том, почему на Кавказ за медицинской помощью приезжают со всего мира, РБК Кавказ рассказал почетный профессор центра Илизарова, врач высшей категории Казбек Кудзаев.
— Отмечаете ли вы усиление тренда медицинского туризма, в частности на Кавказе?
— Конечно, отмечаю. По соседству с нашей клиникой находятся небольшие гостиницы, они во многом выполняют свой план благодаря нашей работе. К нам постоянно приезжают: и в клинике живут, и в гостиницах, и квартиры снимают. Есть такие операции, которые требуют длительного наблюдения, например увеличение роста. Много приезжают из-за рубежа, со всей России, из ближнего зарубежья.
— Откуда на Кавказ приезжают чаще всего? И из каких российских регионов к вам едут медицинские туристы?
— Из России на первом месте Москва. Также едут Санкт-Петербург, Урал, Сибирь, юг России. Есть пациенты из Австрии, Канады, Италии, Эмиратов, Индии. Сюда приезжают и учиться. Мы обучили 830 пластических хирургов из 34 стран мира. Было несколько выездных школ — это и Узбекистан, и Якутия. Совсем недавно в Перу, в городе Лима, нашу операцию приехали смотреть представители всех стран Латинской Америки, а это более 70 хирургов.
— Какие самые популярные операции проводят на Кавказе?
— Эстетических операций очень много. Я бы сказал, что мы являемся центром по коррекции и удлинению нижних конечностей.
— Как поменялись пластические операции за последние годы?
— Они стали гораздо более технологичными. Многие операции требуют гораздо более дорогостоящих аппаратов. Уровень несравнимый, и немаловажно, что операции стали менее инвазивными.
— Хватает ли вам специалистов с учетом популярности таких направлений?
— Я бы сказал, что налицо профицит — кадров даже слишком много. Большинство идут в пластическую хирургию из-за финансовой составляющей, потому что это дорогая хирургия. Я существенное время уделяю тому, чтобы объяснять молодым коллегам, что надо оставаться докторами в первую очередь: видеть в человеке не кошелек, а его проблемы, его комплексы, заболевания и помогать от этого избавиться. Если вы будете ставить такие приоритеты, то деньги сами вас найдут как оценка тому, насколько вы добросовестно выполняете свое врачевание. Я очень рад, что в последнее время поднимается вопрос о том, чтобы перестать называть работу врачей медицинскими услугами. Мы не слуги, мы не услуживаем, это медицинская помощь, мы помогаем.