На стратегической сессии под руководством премьер-министра России Михаила Мишустина были подведены итоги реализации прорывных инвестиционных проектов на Северном Кавказе. Первое место среди субъектов СКФО заняла Республика Дагестан со 100%-ным достижением всех ключевых показателей. Как удалось добиться такого результата и в какие отрасли направлены государственные и частные инвестиции, журналу РБК рассказал председатель правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов.
— Абдулмуслим Мухудинович, в Дагестане при поддержке правительства и минэкономразвития России запущены прорывные проекты в ведущих экономических отраслях — туризме, АПК, промышленности и туризме. На какой стадии реализации они сейчас находятся?
— Все прорывные проекты имеют конкретные сроки и параметры, по всем ключевым точкам мы движемся в полном соответствии с графиком. По состоянию на 1 января 2024 года предприятия привлекли уже 23,1 млрд рублей, из них частные инвестиции — 11,9 млрд. Создано 1324 рабочих места.
О масштабе и результативности проектов расскажу на конкретных примерах. Так, в городе Дагестанские Огни завод «Каспий Гласс» запустил единственное в стране производство стеклянных шаров для изготовления стеклонити. Это импортозамещающая продукция, до 75% которой реализуется на внутреннем рынке. Также предусмотрен запуск комплекса заводов по производству строительных материалов.
По проекту «Город обувщиков» запланировано строительство и модернизация обувных фабрик на территории республики общей стоимостью 6,9 млрд рублей с созданием 1600 рабочих мест. Две обувные фабрики — «БОФФ» и SERG — уже запущены, еще четыре производства находятся на стадиях от получения земельного участка до оформления разрешения на ввод в эксплуатацию. В рамках развития транспортно-логистического кластера в аэропорту Махачкалы начались работы по строительству новой бетонной искусственной взлетно-посадочной полосы, ведутся основные работы по строительству и реконструкции. В рамках плодоовощного кластера инвестором ООО «Полоса» в южной части Дагестана заложено 2800 га садов и питомник фундука 40 га, ООО «Анжелина» заложило 85 га садов. Сделаны серьезные подвижки по созданию плодоовощехранилищ в республике. Сейчас в разной стадии реализации находятся объекты на 100 тыс. тонн единовременного хранения.
— Одним из наиболее ярких и часто упоминаемых является проект по развитию Каспийского кластера. Чего интересного ожидать туристам по итогам его реализации, чем регион будет готов удивить гостей?
— Для начала отмечу, что в стране найдется немного мест, где есть такие же возможности для развития туризма, как в Дагестане. Природно-климатические условия и богатейшее историко-культурное наследие позволяют создать в республике мощный комплекс объектов туристской сферы и развивать лечебно-оздоровительный, пляжный, экологический, аграрный, исторический, горнолыжный и другие виды отдыха.
Проект «Развитие Каспийского кластера» включает 8 подпроектов и будет способствовать в общей сложности созданию более 14 тысяч рабочих мест. В рамках реализации планируется строительство туристско-рекреационных комплексов «Инчхе Марина Каспий», «Золотые пески», «Эколенд», «Сардар — Приморский», туристско-оздоровительного комплекса «Кпул-Ятар», реконструкция санатория «Каспий», строительство МКР «Лазурный берег» в Махачкале. Продолжается развитие важной точки туристического притяжения — города Дербента. Совместно с управляющей компанией КАВКАЗ.РФ мы разработали и утвердили проект планировки территории курорта. Это будет благоустроенное побережье протяженностью порядка 6,5 км с современными гостиницами, парками и развлечениями для всей семьи.
— Насколько активно включаются в проект частные инвесторы?
— Создание первого морского кластера на Каспии через механизм ОЭЗ — это пример эффективного взаимодействия бизнеса и власти. Здесь работает четкий и понятный принцип: государство создает необходимую инфраструктуру, в том числе предлагает меры поддержки, а резиденты — точки притяжения, туристские объекты. И та активность инвесторов, которая сегодня наблюдается, еще раз подтверждает правильность выбранного подхода. В конце мая на территории ОЭЗ подписано первое соглашение: компания «Альянс» планирует строительство отеля «Ривьера Каспий» на 324 места размещения, а также 37 коттеджей различного типа. Еще порядка 16 компаний проявляют интерес к будущему курорту, сейчас они дорабатывают концепции своих объектов. В целом, по нашим предварительным расчетам, проект к 2030 году привлечет до 700 тыс. туристов, а объем частных инвестиций превысил 70 млрд рублей.
— Кроме прорывных проектов, чем еще удивит Дагестан на предстоящем Кавказском инвестиционном форуме?
— В 2024 году мы планируем представить проект по восстановлению крепости XIX века в Ахтынском районе Дагестана. Специалисты уже готовят проектную документацию и проводят масштабное археологическое исследование, целью которого станет уточнение и дополнение сведений, собранных в результате историко-архивных изысканий. Найденные артефакты станут основой экспозиции, а самой Ахтынской крепости будет возвращен первозданный облик, в том числе будут восстановлены здание крепостного храма, пороховой погреб, солдатские казармы и остальные элементы фортификации: бастионы, рондель и куртины. В январе 2023 года сооружение было передано благотворительному фонду «Ахтынская крепость», который направит на восстановление культурного объекта около 2 млрд рублей. Завершить все работы планируется к концу 2026 года.
— Дагестан — один из ключевых субъектов в реализации задачи по развитию транспортно-логистического коридора «Север–Юг». Какие преимущества открывает данный проект перед регионом? Что уже сделано в этом направлении?
— Развитие транспортного коридора «Север–Юг» позволит в дальнейшем расширить торгово-экономические связи с государствами Средней Азии, Закавказья и другими странами исламского мира. Это перспективный рынок, близкий для нас по менталитету и имеющий большой экспортный потенциал.
Роль Дагестана в этом проекте объясняется выгодным географическим положением: республика граничит с пятью государствами и является одним из немногих регионов России, где получили развитие практически все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской и воздушный. Основным драйвером транспортно-логистического комплекса является
Махачкалинский морской торговый порт, который имеет единственную в РФ незамерзающую акваторию и в прошлом году нарастил грузооборот на 5,3% — до почти 3 млн тонн. Очевидно, что с повышением роли Дагестана как транспортно-логистического хаба объемы перевалки будут расти, поэтому в план развития дорожной деятельности включена подъездная дорога к порту (на 2024-2026 годы), сейчас завершается проектирование объекта. Кроме того, готовится к запуску проект по второму этапу реконструкции аэропорта, здесь нас поддерживает федеральное правительство. В прошлом году международный аэропорт «Махачкала» нарастил пассажиропоток на 11,6% — до 2,8 млн человек.
Завершена реконструкция автомобильного пункта пропуска Яраг-Казмаляр, что позволило увеличить пропускную способность автотранспортных средств на границе с Азербайджаном в 3 раза. На очереди — реконструкция пунктов пропуска Тагиркент-Казмаляр и Ново-Филя. Заключены государственные контракты, завершение ожидается к 2027 году.
беседовал Артем Пермяков