Соучредитель ООО «Карагро», которое выпускает продукцию под брендом «Просторос», Руслан Леков рассказал РБК Кавказ, что консервный завод компании располагается на базе Бесланского пищекомбината. В прошлом это одно из крупнейших предприятий по производству пищевых продуктов в СССР. Здесь выпускали консервацию, колбасные, кондитерские и хлебобулочные изделия, ликероводочную продукцию.
«Бесланский пищекомбинат был основан в 1960-е годы. На этом предприятии работал Маирбек Караев. Это легенда Беслана, один из авторитетнейших людей этого города. Он начинал свою деятельность как инженер, потом стал директором. В 90-е годы Караев приватизировал комбинат и сохранил его по профилю, как производственную площадку», — сообщил Леков.
В 2017 году Тимур Караев (сын Маирбека Караева) с друзьями Тимуром Будаевым и Русланом Лековым решили восстановить работу предприятия, занявшись выпуском плодоовощной консервной продукции.
«Мы понимали, что наиболее перспективное и приоритетное направление — это переработка овощей и фруктов. Причем у комбината оно тоже изначально было основным. На базе предприятия в советский период разрабатывали большое количество технологических карт. Лаборатория пищекомбината в свое время первой консервировала черемшу», — отметил Леков.
Для начала предприниматели перезапустили советский соус, но с современной подачей. Первая партия была сделана на старом оборудовании.
«Пилотным продуктом стал острый соус из листьев перца по технологической карте 70-х годов, подписанной замминистра пищевой промышленности СССР. Решили назвать его «соус нартов», чтобы была связь с Осетией. Рынок очень позитивно его воспринял. Продукцию поставили в местные магазины. Сработало «сарафанное радио», и за ней начали приезжать из соседних регионов, центральной России и ближнего зарубежья», — рассказал Леков.
Новый виток
По словам соучредителя компании, с 2017 по 2019 год на месте старых производственных площадок пищекомбината было возведено новое здание площадью 1,5 тыс. кв. м, где разместился современный комплекс по переработке овощей и фруктов.
«Мы увеличили складские помещения, закупили новое оборудование. В строительство и модернизацию вложили приблизительно около 100–150 млн рублей собственных средств. В 2019 году закончили все работы и начали готовиться к запуску продукции», — заявил Леков.
Чуть позже предприниматели поняли, что делать только монопродукт не получится, и стали выпускать уже традиционную консервацию — соленые огурцы, помидоры, лечо, аджику, варенье, повидло, джемы, компоты. В настоящее время у консервного завода 32 наименования продукции. Мощность — 8 тыс. банок в час.
Откуда сырье?
«Первое время скупали местную продукцию у населения. В 2020 году сами посадили огурцы на площади в 15 га. Это был успешный опыт, нам удалось снизить себестоимость сырья. В 2021 году огурцы посадили уже на площади в 25 га», — рассказал Леков.
Также в прошлом году предприниматели создали сельскохозяйственный потребительский кооператив, куда вошли несколько КФХ, с которыми ведется совместное производство продукции.
«В настоящее время стратегия компании — это выращивание, переработка и реализация. У населения мы продолжаем закупать продукты, но это не те объемы, которые нам интересны. Кроме того, покупаем сырье в Волгоградской и Астраханской областях», — сообщил соучредитель компании.
Предприниматель также отметил, что позитивную роль в развитии предприятия играет руководство РСО-Алания в лице министерства сельского хозяйства региона.
«Мы единственные пока в республике, кто в таком объеме занимается переработкой овощей и фруктов. Есть субсидии, адресная и грантовая поддержка. Это очень ощутимая для нас помощь», — добавил он.
По словам Лекова, модернизация производства ведется постоянно. В ближайшее время на предприятии будут устанавливать новую линию пастеризации, холодильные камеры для хранения овощей. В настоящее время ведется работа по увеличению вакуумных выпарителей.
География поставок и другие планы
С 2021 года продукция компании из Северной Осетии экспортируется в Германию. Консервация предприятия продается практически по всей России, но в основном это Сибирский и Центральный округа. С 2022 года продукцию под брендом «Просторос» можно приобрести в федеральной торговой сети «Азбука вкуса».
«Туристы, которые приезжают в Северную Осетию на гастрономический туризм, в первую очередь покупают «соус нартов». Для них это уже на уровне осетинских пирогов и сыра», — заявил Леков.
Также он отметил, что в 2022 году компания планировала начать выпуск овощных закусок в виде пасты, но пока руководство решило отложить запуск данного направления.
Мнение
«Основные преимущества продукции ООО «Карагро» под брендом «Просторос» — экологичность и аутентичность. Этим она существенно отличается от плодоовощной консервной продукции многочисленных отечественных производителей, которые, по сути, являются лишь держателями брендов, так как основная ее часть производится в странах Юго-Восточной Азии и Южной Европы. Конечно, она несравнима с продукцией «Просторос» по качественным характеристикам, но однозначно выигрывает в цене и объемах поставок. Низкая цена и большие партии — это входной билет в торговые сети», — считает доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук Ирина Долгова.
По ее словам, небольшой объем выпуска продукции и практически неизвестность бренда за пределами РСО-Алания вряд ли обеспечат выход на рынок страны, хотя предприятие делает такие попытки, выставляя отдельные позиции своей продукции на маркетплейсе Ozon.
По мнению Долговой, закрытие границ способствует росту внутреннего туризма, и Кавказ — один из наиболее привлекательных регионов.
«Туристов вдохновляют не только природные красоты, но и традиционная кухня, поэтому компании целесообразно встроиться в гастрономический туризм и участвовать со своей продукцией в гастротурах, которые очень перспективны в регионе, гастрономических фестивалях аутентичной и современной кухни народов Юга России (например, KavkazFoodFest), кулинарном проекте «Аутентичная кухня Кавказа», фестивале осетинского пива «Ирон баганы» и др., одновременно предоставляя туристам возможность покупки понравившихся продуктов», — отметила она.
Долгова также добавила, что в настоящее время основные усилия компании необходимо направить на повышение известности продукции под брендом «Просторос».
«Высокий спрос может сформироваться только на хорошо известные и имеющиеся в достаточном количестве продукты», — заключила кандидат социологических наук.