Проект был создан ООО «Долина спаржи».
С чего все началось
Как рассказал РБК Кавказ генеральный директор компании Валерий Ревазов, идея запустить такой сельскохозяйственный проект пришла ему несколько лет назад. Со своим предложением он вышел на российских представителей голландской компании, которая специализируется на производстве спаржи. Таким образом, ферма на территории Северной Осетии стала совместным российско-голландским производством.
От момента возникновения идеи прошло уже пять лет. За это время возникло масштабное хозяйство, которое занимает территорию в 55 га. На них расположены 250 км грядок спаржи. На ферме выращивают 15 сортов этого растения. По словам Валерия Ревазова, в 2022 году планируется выпустить 140 тонн продукции. Причем 100 тонн из них должны собрать в апреле — мае текущего года.
«Конечно, я мог заняться выращиванием традиционных культур — пойти по проторенному пути. Однако мне было интересно рассмотреть несколько новых и перспективных вариантов. Кроме того, народы Кавказа всегда хорошо знали дикорастущую спаржу и употребляли ее в пищу. Еще в советское время ее выращивали в Осетии», — говорит он о причинах создания фермы.
Кроме того, по словам Ревазова, окончательно принять решение помогло наличие российских специалистов, которые занимаются разведением этой достаточно редкой культуры.
По данным системы РБК Компании, ООО «Долина спаржи» было зарегистрировано в Северной Осетии в 2019 году. Основной вид деятельности компании — выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей. Совладельцами компании являются Артур Базаев, Валерий Ревазов и Кирилл Наседкин.
Фирме принадлежит собственный товарный знак «Долина спаржи». Он был зарегистрирован в феврале 2020 года.
Сколько стоит спаржа
Как рассказал гендиректор предприятия, создание фермы по выращиванию спаржи обошлось инвесторам в несколько сотен млн рублей. Конкретную сумму собеседник РБК Кавказ не назвал.
По его словам, такой овощ требует специфического оборудования для посадки и ухода за плантацией. Оборудование также необходимо для уборки урожая. На это была направлена немалая часть средств.
«Много пришлось вкладывать и в развитие инфраструктуры. Мы провели на участки электричество, воду, сделали качественные подъезды к ним, отстроили ряд помещений. Кроме того, значительная часть вложений была направлена на покупку качественных саженцев спаржи. Их мы приобретали в Европе», — добавил он. Также средства регулярно идут на оплату ручного труда рабочих, который на плантации используется ежедневно.
Невозможность обойтись без ручного труда Валерий Ревазов считает одной из основных проблем, с которыми сталкивается инвестор, который планирует выращивать спаржу. Помимо этого он также отмечает отсутствие подготовленных для выращивания продукта квалифицированных кадров и отсутствие в России хорошего посадочного материала. Последний приходится заказывать в Европе.
Кто покупает спаржу
Основной объем продукции, которую производит предприятие, идет в крупные города России. Она реализуется в масштабных торговых сетях.
«Сейчас активно растет спрос на здоровое питание, и мы как раз поставляем востребованный продукт. Основные покупатели — это крупные сети, супермаркеты, рестораны в крупных городах России», — заявил собеседник РБК Кавказ.
При этом Ревазов отмечает, что спаржа продается не только за пределами республики, но и внутри нее. По его словам, ежегодно объем товара, который реализуется непосредственно в Северной Осетии, удваивается. Это, как считает спикер, говорит о том, что на месте товар оценили и полюбили.
Основной сложностью в процессе реализации является логистика. Поскольку спаржа — это скоропортящийся продукт, главная задача — доставить ее до покупателя максимально свежей. Для этого используется технология шоковой заморозки, а также рефрижераторы при перемещении.
По словам Валерия Ревазова, «Долина спаржи» ставит достаточно амбициозные планы. В скором времени руководство фермы намерено создать собственный питомник. Это позволит избежать необходимости заказывать саженцы в Европе и начать выращивать их самостоятельно. После этого, как отметил гендиректор предприятия, можно будет думать о выходе на зарубежные рынки. Такие планы у «Долины спаржи» тоже есть.
Мнение
Как считает старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова, в России пока только набирает популярность формат ЗОЖ, поэтому спаржа как нишевый продукт действительно может пользоваться популярностью. Однако эксперт считает, что для этого она, во-первых, должна появиться на прилавках доступных магазинов, во-вторых, быть доступной потребителю в различных ценовых категориях.
«Пока спаржа в стране ассоциируется с понятием люкса. Если производителю удастся переломить это клише и сделать спаржу таким же базовым овощем, как и привычные картофель и морковь, например, тренд сдвинется с места. Но на это потребуется время, инвестиции в производство и быстрое развитие логистической цепи — вряд ли спаржу можно долго хранить охлажденной», — считает она.
Бодрова также добавила, что ставка на спаржу как продукт не для всех работоспособна, но она ограничит производителю объем целевой аудитории.