#1 Герои РБК Кавказ, 4 августа 2022
Практика , Кавказ ,  
0 

Астротуризм: звезды, млечный путь и перспектива северного сияния

6+
6+
Travel Caucasus Group развивает астротуризм на Северном Кавказе. По версии компании, в данном сегменте они занимают не менее 30% федерального рынка

В 2018 году Кирилл Лазоренко зарегистрировал ИП с основным видом деятельности «туристическое агентство». Сейчас компания называется Travel Caucasus Group и является основной по направлению астротуризма.

Как рассказал РБК Кавказ директор компании Кирилл Лазоренко, изначально наблюдение за звездами было его хобби, которое он превратил в бизнес-идею.

«Лучший бизнес — это всегда хобби. Я, сколько себя помню, любил астрономию, изучал ее, ждал каких-то научных открытий. При этом 10–15 лет назад нельзя было скачать приложение, навести его на небо и увидеть созвездия. Я работал, откладывал деньги и купил свой первый телескоп. Даже хотел поступать в астрошколу при МГУ, но там скорее шла речь об изучении астрофизики, это направление было не так интересно», — прокомментировал он.

В 2017 году Лазаренко совместно с друзьями организовал в Ставропольском крае первый астровыезд для знакомых. Именно после этого мероприятия, по его словам, он понял, что это может приносить прибыль.

«Направление астротуризма пока еще достаточно молодое в России, но его популярность нарастает с каждым годом. В 2017 году в число школьных предметов вернули астрономию, что также положительно повлияло на количество людей, которым оно интересно. Более того, астротуризм сейчас развивается вплоть до частных полетов в космос», — добавил он.

Для кого и как проводят астроэкскурсии

По словам Кирилла Лазаренко, решение развивать астротуризм именно на Ставрополье было обосновано еще и географическими особенностями региона. Именно там существуют зоны с самым темным небом в Европе. Там же расположено несколько крупных обсерваторий.

Как отметил директор Travel Caucasus Group, у астротуризма на данном этапе достаточно широкая целевая аудитория. В нее входят люди практически любого возраста и по разным причинам.

«Астротуризм — это история про романтику, если к нам обращаются пары, и семейная история, потому что детям всегда интересно смотреть на звезды, и история для одиночных туристов, которым небезразлично, что там сияет на небе», — говорит он.

В арсенале турагентства на данный момент имеется несколько проработанных маршрутов. Основным и первым является экскурсия «Тайна второй Луны», которая в 2021 году стала лучшим туром выходного дня в стране по версии премии «Маршруты России».

Еще одной популярной экскурсией является «Белое солнце Кавказа», в рамках которой туристам рассказывают о Солнце. Кроме того, агентство разработало несколько двухдневных путешествий и небольшую прогулку по Пятигорску, в ходе которой предусмотрен обзор звездного неба.

«Мы никогда не ограничиваемся только просмотром звездного неба. Всегда стараемся объединить астротуризм с другими видами туризма. В наших программах есть и дегустация нарзанных источников, и посещение природных памятников. Во время прогулки по Пятигорску мы также говорим об интересных местах города», — говорит Лазаренко.

Рынок, стоимость и конкуренты

По словам директора Travel Caucasus Group, объем вложений в запуск компании в сфере астротуризма достаточно невысок — 2–3 млн рублей. Средства необходимы в первую очередь для закупки оборудования. Как отметил Лазаренко, именно от качества выбранных телескопов и т.д. зависит качество наблюдения за небесными телами. Он также отметил, что с момента открытия компании вложения уже окупились.

По оценке руководителя, на данный момент Travel Caucasus Group занимает 30–40% рынка астротуризма в России.

«Не могу сказать, что у нас на юге и Северном Кавказе есть какие-то серьезные конкуренты. Да, есть те, кто организует многодневные выезды в Архыз, но не более. Наши конкуренты — это чаще наши клиенты, которые посетили маршруты и на любительском уровне стали делать нечто подобное», — говорит Лазаренко.

По словам директора Travel Caucasus Group, фирма также развивает направление по продаже оборудования для наблюдения за звездами. Здесь организации принадлежит доля в 10–15% на российском рынке.

Куда двигаться дальше

Как отметил Кирилл Лазаренко, в планах туристической фирмы сейчас выход в другие регионы России. В частности в 2021 году Travel Caucasus Group запустила астроэкскурсии в Крыму.

«Сейчас наша цель — Карелия. После этого мы думаем двигаться в сторону Заполярья, чтобы показывать желающим северное сияние. Эти места набирают популярность, там определенно есть перспективы развития», — говорит он.

Пока руководство компании прорабатывает финансовые модели, в рамках которых можно было бы осуществить подобный выход в регионы. В числе прочих рассматривается и возможность продажи франшиз.

«Наша основная точка роста — это развитие глэмпинга. Можно ставить экоотели в самых темных местах России, чтобы люди могли не только смотреть на звезды, но и оставаться на ночевку», — добавил он.

Мнение

Как считает гендиректор туристического агентства «Розовый слон» Алексан Мкртчян, на данном этапе чистое астронаправление уже вряд ли сможет привлечь туристов.

«Астротуризм может быть интересным при совмещении с другими видами туризма. Потому что особого смысла человеку, живущему в Северном полушарии, ехать в другую точку Северного полушария, чтобы увидеть такое же звездное небо, я не вижу. Интереснее, конечно, лететь за несколько тысяч километров, чтобы увидеть небо звездного полушария, но это далеко не всем по карману. Как правило, такие поездки очень дорого стоят», — считает эксперт.

Он также отметил, что перспективой развития астротуризма может стать популяризация северного направления: выезды в Карелию и Заполярье для наблюдений за северным сиянием.

«Северное сияние — это диковинка. При этом человек приезжает на неделю в непривычные для него условия. Но здесь должно также совпасть несколько условий, в том числе чистое небо, чтобы облака не помешали просмотру», — добавил он.

Материалы выпуска
Решения Цифровые сервисы помогли повысить комфортность номеров туркомплекса в КБР
Практика В пансионате «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии внедрены цифровые решения
Инструменты В академии спорта «Пять колец» в КБР заработал комплекс цифровых сервисов
Решения Цифровые решения помогают сократить затраты на ИТ в Ингушетии
Инновации Как на курорте «Армхи» в Ингушетии внедряют цифровые решения
Компетенция Как Дербентский музей-заповедник начал использовать цифровые сервисы
Практика Как в Северной Осетии наладили выпуск национального соуса
Компетенция Дань традициям: производитель кисловодского фарфора расширяет поставки
Практика «Улиточный сад»: создание первой на Ставрополье улиточной фермы
Решения Как «Том Сойер Фест» сохраняет наследие на Ставрополье
Экспертиза Как производит безалкогольные напитки «Ставропольский пивзавод»
Инновации Ветер перемен: как на Ставрополье создается зеленая энергетика
Практика Куда ведут «Маршруты казачьего Ставрополья»
Практика Кавказская моцарелла вместо импортной, или Как в СКФО разводят буйволов
Компетенция Как живет ферма по выращиванию спаржи в Северной Осетии
Содержание
Закрыть