#18 Журнал РБК+Юг, Вчера, 16:26
Инструменты , Кавказ ,  
0 

Развитие креативных индустрий Адыгеи

Фото: пресс-служба АГУ
Фото: пресс-служба АГУ
От национального золотого шитья и детских новаторских школ до IT-технологий и модельных библиотек

В августе 2024 года в России приняли закон «О развитии креативных (творческих) индустрий», который стал базовым документом в этой сфере. Регионы получили возможность выбирать приоритетные для себя индустрии и делать упор на их поддержке. В Республике Адыгее начали создавать условия для развития и популяризации народного творчества задолго до принятия отраслевого закона, а в октябре 2024 года сформировали штаб по развитию креативных индустрий. Чем представлен и как сегодня развивается креативный сектор Адыгеи, разбирался РБК+ Юг.

Фото: пресс-служба АГУ
Фото: пресс-служба АГУ

Продвигая культурное наследие

В 2022 году детские школы искусств № 1 и № 6 столичного центра республики, города Майкопа, подали заявки на участие в федеральном конкурсе. Тогда в отборе субъектов России для предоставления субсидий из федерального бюджета на создание школ креативных индустрий в рамках федерального проекта «Придумано в России» было представлено 42 заявки из субъектов страны, и выбор у конкурсной комиссии был велик.

Фото: пресс-служба АГУ
Фото: пресс-служба АГУ

Проекты майкопских ДШИ включали региональный компонент как средство духовно-нравственного воспитания школьников. При этом внимание акцентировалось на создании продуктов, основанных на региональном историко-культурном наследии: народно-художественных промыслов, ремесел, музейной деятельности, искусстве, включая театр, музыку, кино, анимацию, живопись. Все это является базой и эффективным инструментом для сохранения, изучения и популяризации традиционной культуры региона. И обе школы искусств успешно прошли конкурсный отбор.

«На создание двух школ креативных индустрий в Майкопе в 2023 году были выделены федеральные средства в размере 146,2 млн рублей. С учетом софинансирования общий объем средств составил 147,7 млн. рублей», — рассказал министр культуры Адыгеи Юрий Аутлев.

В ДШИ создали студии анимации и 3D графики, звукорежиссуры и саунд-дизайна, современной электронной музыки, дизайна, фото— и видеопроизводства. В детской школе искусств № 1 была также открыта студия театральных технологий, а в детской школе искусств № 6 — студия интерактивных цифровых технологий VR/AR*. Для полноценной работы студий создали центры автоматизации и обработки данных. Здесь дети и взрослые развивают свой творческий потенциал в цифровой среде — создании цифровой музыки, графики, виртуальной и дополненной реальности, анимации и мультипликации.

Профессионалитет с юности

Опыт коллаборации академического искусства с цифровыми технологиями успешно развивают. Сегодня на креативных площадках учатся 240 детей в возрасте 12-17 лет. По итогу двух лет обучения каждый из них собирает собственное уникальное портфолио творческих проектов и получает свидетельство об освоении дополнительной общеразвивающей программы.

«Ребята постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях регионального, всероссийского и международного уровней. Ученики студий звукорежиссуры, театральных технологий применяют свои теоретические знания и навыки на практике», — рассказали педагоги ДШИ № 1.

Подтверждает это факт: обе школы искусств Майкопа прошли отборочный тур и приглашены к участию в I Всероссийском фестивале школ креативных индустрий «ШКИ Фест 2025», который проводит минкультуры России совместно с Федерацией креативных индустрий в июне этого года в Рязани.

По итогам конкурса 2024 года ДШИ им. Магомета Хагауджа аула Кошехабль также получила субсидию из госбюджета в 41,1 млн руб. На эти средства в ней сегодня создается школа креативных индустрий. Минкультуры РА направлена заявка на участие в следующем отборе субъектов РФ по предоставлению субсидий — для создания в 2026 году школы креативных индустрий на базе ДШИ поселка Тульского в Майкопском районе республики.

Техники будущего

Успешно действуют и прикладные направления в образовании. Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис — Адыгея» создан как структурное подразделение республиканской естественно-математической школы при Адыгейском госуниверситете. Школьники обучаются по трем популярным в РА направлениям — наука, спорт, культура. Есть в Майкопе и сеть детских технопарков «Кванториум» — уникальная площадка для дополнительного образования в сфере инженерных наук.

Фото: Вита Донченко
Фото: Вита Донченко

«Обучение проходит по направлениям, которые называются квантумами: IT-квантум, Аэроквантум, Промробоквантум, Биоквантум, Геоквантум, Математика, Шахматы и Хайтек. Каждый ученик может создать проект по своему направлению. Для этого площадка «Кванториума» оснащена высокотехнологичным оборудованием, а проекты курируют опытные наставники, в том числе представители научной школы, промышленности и бизнеса», — говорит директор «Кванториума» Олег Простаков.

Всего в республике работает 6 таких технопарков. Образовательные программы — «Робототехника», «Основы проектной деятельности», «3D-моделирование и 3D-печать», «Графический дизайн», «Конструирование». Разработками кванторианцев интересуются даже ученые и промышленные организации.

Креативный культурный код

Одним из высоко оцененных брендов Адыгеи является этническое искусство. Его становление начиналось и развивалось в сельских и городских домах культуры региона. Их преображение идет планомерно с 2019 года в рамках национального проекта «Культура».

По данным министерства культуры РА, в республике по модальному стандарту реконструировано и оснащено 16 библиотек. В соответствии с программой в регионе переоснастили 8 музеев. На базе республиканской детской школы искусств им. К. Х. Тлецерука создан виртуальный концертный зал. С 2017 по 2024 годы в рамках реализации действующих госпрограмм в Адыгее построили 12 и отремонтировали 53 дома культуры.

Современные ДК — это новое оборудование, планировка, учитывающая многофункциональность и адаптивность для людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь инновационные подходы к работе открывают новые возможности для жителей. Цель — привлечь разные поколения и сделать ДК точками притяжения культурного развития. Акцентом в их работе является сохранение культурного наследия. В группах преподают золотошвейное мастерство, создание в национальных традициях современных моделей одежды и аксессуаров с помощью разных техник — шитья, вязания, плетения и т. д. С использованием креативных технологий это возможность получить основы саморазвития, принципов полезной занятости, индивидуального предпринимательства и возрождения ремесел.

Выставки, концерты, театральные постановки в немалой степени призваны поддерживать связь с традициями, историей республики и всей многонациональной России.

*VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность)

Содержание
Закрыть