
В обход серпантина
Основных дорожных проектов, которые в итоге интегрируют регионы юга России в транспортно-логистическую инфраструктуру новой реальности, несколько. Один из них, трасса Джубга — Сочи, сократит время в пути с 7 до 1,5 часов, обеспечив прирост ВВП в размере от 1,8 до 2,2 трлн руб., об этом сообщал в марте 2024 года на совещании о развитии юга России и Приазовья вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Протяженность дороги составит 130 км, стоимость реализации проекта — 1,4 трлн руб., при этом около 600 млрд руб. планируется привлечь из внебюджетных источников, а намеченный срок реализации — 2029 год. Первый участок — обход Адлера протяженностью 7,7-7,8 км — уже находится в активной фазе, его запуск запланирован на IV квартал 2026 года.
По словам вице-премьера, маршрут трассы уже определен, а подготовка проекта займет еще год с учетом сложной геологии.
«Все эти участки находятся в планировании, проработке документации. Мы в рамках шестилетнего дорожного плана должны приступить к проектированию и строительству некоторых из них», — отметил Хуснуллин.
Окольцевать Азов
Планы о строительстве подтвердил в декабре 2024 года президент России Владимир Путин в ходе традиционной «Прямой линии».
«Это будет такая же дорога, как «Таврида» в Крыму с четырехполосным движением и со всеми преимуществами такой трассы», — заявил глава государства.
Трасса «Таврида-2» через новые территории России не только снизит транспортную нагрузку на Крымский мост и замкнет кольцо вокруг Азовского моря. Она будет способствовать развитию экономического потенциала Новороссии.
Дорога, которая пройдет через Краснодарский край, включит в себя участки федеральных трасс «Дон» и «Таврида», а также Крымский мост, объединит стратегические города (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новоазовск, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Геническ, Джанкой, Керчь, Тамань, Темрюк, Ейск и Азов) вокруг Азовского моря, создавая замкнутую транспортную систему.
Один участок вокруг Азовского моря уже готов — отрезок в 40 км между Таганрогом и Мариуполем.
«Мы сначала расширяем существующие дороги, дальше мы делаем подъезды непосредственно к морю. У нас сформирована программа пятилетнего дорожного строительства, где это все учтено. Планируется развитие как новых территорий, так и исторических существующих наших областей — Крыма и Ростовской области. Думаю, что в течение пяти лет это кольцо будет уже сформировано», — заявил вице-премьер Марат Хуснуллин во время своего выступления на Московском урбанистическом форуме в 2023 году.
Предполагается, что дорога будет состоять из как четырехполосных (707 км), так и трех- и двухполосных участков (116 и 604 км соответственно).
Дорогу — новым
Трасса «Ростов-на-Дону — Симферополь» через новые регионы России проходит вдоль западного побережья Азовского моря через Херсонскую, Запорожскую области, а также ДНР.
Планируется, что пропускная способность трассы составит около 30 тысяч автомобилей в сутки. При этом новый путь из Ростова в Крым через Мариуполь длиной в 640 км короче дороги через Крымский мост и Керчь более чем на 100 км.
Автомагистраль даст возможность не только наладить связь с близлежащими регионами страны, но и позволит реализовать свой экспортный потенциал, что позитивно скажется на экономике.
Путь на Восток
Новые трассы и реконструкция уже имеющихся дорог юга России и Северного Кавказа имеют важное значение для реализации проекта международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТК «Север — Юг»), который свяжет Санкт-Петербург и индийский Мумбай. По заявлению для журналистов главы Минтранса Виталия Савельева, после встречи президентов РФ и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева с ветеранами-строителями и работниками БАМа в апреле 2024 года, коридор планируют завершить в 2027-2028 годах.
На 2023 год общий объем российских инвестиций в развитие коридора до 2030 года составил 250-280 млрд руб., доля государственных инвестиций в общем объеме — порядка 76%.
В Стратегии пространственного развития России до 2030 года рост объема перевозок по всем МТК, включая «Север — Юг», обозначен как один из целевых показателей. Предполагается, что к 2030 году этот показатель вырастет с 1,01 млрд т в 2021 году до 1,52 млрд т. Этот рост, безусловно, будет стимулировать развитие регионов, вовлеченных в работу МТК «Север — Юг».
Развитие транспортной инфраструктуры в СКФО, в том числе в рамках коридора «Север — Юг», будет способствовать укреплению экономических связей между регионами России, а также между Россией и странами Закавказья, Ближнего Востока и Центральной Азии.
К 2030 году до четырех полос на всем протяжении будет расширена автомобильная дорога федерального значения Р-217 «Кавказ».
Развитие транспортной инфраструктуры МТК «Север — Юг» затронет и вопросы строительства обходов городов Дербент, Махачкала и Хасавюрт. В Дербенте новый отрезок трассы пройдет западнее города. Предполагается завершить строительство обхода к 2028 году.
В рамках проекта «Северный обход Махачкалы» будет построен 31 км четырехполосной магистрали, пять транспортных развязок, два путепровода, пять скотопрогонов и тоннель под железной дорогой. В прямом эфире Центра управления регионом руководитель Минтранса Дагестана Джамбулат Салавов в конце декабря 2024 года сообщил, что общая стоимость проекта достигнет 31,1 млрд руб., «строительные работы начнутся во втором квартале 2025 года, а завершение планируется к 2028 году».
Первый участок обхода Хасавюрта на федеральной трассе Р-217 «Кавказ» (9 км) открыли 7 мая. Первый участок предусматривает реконструкцию трассы Р-217 «Кавказ» от границы с Чеченской Республикой до въезда в Хасавюрт — с 718-го по 727-й км. Еще 12 км автодороги построят в обход жилой застройки — это участок с 727-го по 739-й км. Весь обход планируют ввести в эксплуатацию до конца 2028 года.
Дóроги дорóги
Финансирование работ по обновлению дорожной сети растет. В 2023 году объем средств федерального бюджета, выделенных на строительство и реконструкцию дорог в ЮФО и СКФО, превысил 26 млрд и 8,3 млрд руб. соответственно.
В регионах Северного Кавказа в 2024 году на реконструкцию и строительство трасс, мостов и других объектов планировалось выделить 10 млрд руб., из них 8,4 млрд — по профильному национальному проекту. Эти цифры были озвучены на Кавказском инвестиционном форуме.
Что касается регионов ЮФО, только в 2023-2025 годах в развитие транспортной инфраструктуры макрорегиона будет вложено 150 млрд руб. — такие цифры называл полпред президента РФ в ЮФО Владимир Устинов в беседе с ТАСС в конце 2023 года.
Юг России и Северный Кавказ с точки зрения экономико-географического положения обладают огромным потенциалом в части формирования транзитных потоков в новой формирующейся структуре многополярного мира. Однако существует и ряд сдерживающих факторов, на которые необходимо обратить внимание.
В первую очередь к ним относятся недостаточное развитие портовой и дорожной инфраструктуры, недостаток квалифицированных кадров.
В условиях сокращения объемов финансирования в целом на транспорт дорожные проекты юга России проигрывают проектам на востоке страны, их доля в финансировании по нацпроекту «Эффективная транспортная система» — только 15%, констатирует Татьяна Кулакова, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики».
«Вместе с тем, мультипликатор, показывающий, на сколько рублей изменится выпуск продукции при изменении инвестиций в транспортную инфраструктуру на 1 рубль для России в целом равен 1,37 для строительства автомобильных дорог. Инвестиции в транспортную инфраструктуру оказывают положительное влияние на общую производительность через рост транспортной доступности и расширение рынка труда. Поэтому для развития регионов такие проекты выступают импульсом роста макроэкономических показателей на основе межотраслевых связей», — уверен эксперт.
Очень важной задачей, требующей решения, будет обеспечение новой транспортной сети необходимым объемом инфраструктуры, уверен президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
«Если мы строим автодороги, возникает вопрос энергоснабжения. Его недостаток может привести к дефициту энергобаланса регионов и ЮФО, и СКФО. Как показывает опыт восточного полигона, это может сильно осложнить синергетический эффект, поэтому вопросы закрытия энергодефицита необходимо решить до того, как обновленная транспортная инфраструктура заработает в полную силу», — поделился он в комментарии для РБК+Юг.
Любое развитие транспортных коммуникаций приведет к росту товарооборота в ЮФО и СКФО, тем более, что регионы этих федеральных округов обладают серьезным экспортно-импортным потенциалом, продолжает эксперт.
«Сегодня, когда мы испытываем определенный дефицит инфраструктуры на восточном полигоне, любая новая дорожная инфраструктура в этих федеральных округах транспортно-логистическим сообществом воспринимается очень позитивно. Вместе с создаваемой под них инфраструктурой новые транспортные артерии несут и социальную функцию, формируя спрос внутри макрорегиона. Инфраструктурные проекты развиваются не менее 3-5 лет. Но реальный синергетический эффект появится уже на 2-3 год после начала эксплуатации», — резюмирует он.