#19 Журнал РБК+Юг, Вчера, 11:21
От первого лица , Кавказ ,  
0 

Пляжи, пальмы, перспективы

фото: администрация города Сочи
фото: администрация города Сочи
Глава Сочи Андрей Прошунин — о приоритетах градостроительной политики, отношении к историческому наследию и инновационных проектах на территории одного из главных курортов страны

Сочи летом 2025 года принял около 3,5 млн туристов. Курорт остается одним из лидеров Краснодарского края по данному показателю. Интенсивный рост турпотока создает предпосылки для развития города. Инвестиционный портфель Сочи в августе 2025 года превысил 650 млрд руб. Большинство из проектов реализуется в санаторно-курортной сфере.

О новых туристических и технологических проектах, инновациях в транспорте и сохранении культурного наследия в интервью журналу РБК+ Юг и Северный Кавказ рассказал глава администрации Сочи Андрей Прошунин.

Сочи для отдыха и для жизни

— Андрей Георгиевич, каков, на ваш взгляд, характер Сочи? Каким вы видите сегодня развитие города?

— Сочи — это город, который носит звание главного курорта страны. Это также многонациональный город, где традиционно в мире и согласии живут представители более сотни народностей.

Главная задача — развитие инфраструктуры курорта, вклад в благополучие жителей, в туристическую привлекательность территории. В высокий сезон в городе единовременно отдыхает порядка 180 тыс. гостей. Мы не ставим целью количественные рекорды, а стремимся обеспечить качественный и безопасный отдых для всех гостей.

— Сочи остается одним из самых привлекательных городов для строительства жилья и курортной недвижимости, несмотря на действующее ограничение на застройку. Каковы основные векторы градостроительной политики курорта?

— За предыдущие годы были построены тысячи квадратных метров жилья, не обеспеченного социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой. Именно эти вопросы теперь решаются в рамках комплексного развития территорий: в 2023–2024 годы введены в эксплуатацию порядка 370 тыс. кв. м жилой площади на северном склоне горы Бытха, на Батумском шоссе и улице Ленинградской.

Сегодня в Сочи действуют пять договоров КРТ, в рамках которых будет построено более 270 тыс. кв. м жилья. Важной, что по договорам инвесторы обременены строительством социальной и общественной инфраструктуры. Важной частью работы администрации остается борьба с самовольным строительством. В городском реестре по решению суда подлежат сносу более 700 самостроев, в том числе заселенных. В приоритете — защита интересов пострадавших собственников.

Богатое наследство субтропической столицы

— Современный Сочи представляет собой уникальный архитектурный ансамбль. В городе сохранился ряд исторически ценных санаториев и лечебниц. Какие меры для сохранения и развития таких объектов предпринимают сегодня власти?

— В рамках инвестпроектов в Сочи ведется масштабная работа по восстановлению утраченных исторических здравниц и строительству новых гостиниц. Например, «Волна», «Кристалл», «Приморская» — соглашения о строительстве этих объектов несколько лет назад были подписаны на ПМЭФ, и сегодня мы видим, как вводится в эксплуатацию санаторий «Кристалл» в Хосте. «Волну» и «Приморскую» активно строят.

Мы понимаем, что оставить объекты полностью в исходном состоянии невозможно, экономически нецелесообразно делать только капитальный ремонт. Для нового запуска необходимо, чтобы он был конкурентоспособен на рынке курортной инфраструктуры, привлекателен и интересен для гостя. Но к реновации «старого наследия» просим инвесторов подходить аккуратно и деликатно, не только оценивать экономику, но и учитывать память и историю объекта, его преимущества и ценности.

— Сочи располагается в районе со сложным приморским ландшафтом. В 2025 году вы сообщили, что для борьбы с оползнями городу потребуется порядка 88,7 млрд руб. В какой срок власти рассчитывают решить эту задачу?

— Реализация мер по защите от оползней — это серьезнейший аспект развития города. Сегодня в Сочи 2,6 тыс. оползневых участков, из которых 250 — на дорогах. Необходимые мероприятия очень дорогостоящие, ни городской, ни даже краевой бюджет не может покрыть потребности города в финансировании «здесь и сейчас» всех необходимых противооползневых мероприятий и берегоукреплений.

Весь комплекс инженерной защиты берега Сочи состоит из более чем 700 объектов разного уровня. Порядка 70% подпорных стен эксплуатируются свыше нормативных сроков службы. Из-за особенностей рельефа защита требуется и железной дороге, и автомобильным трассам, и объектам энергетической инфраструктуры, и жилым микрорайонам. Чтобы выработать стратегию по решению данной задачи, мы ведем работу с Минстроем России. Укрепление береговой линии позволит безопасно развивать курортную зону в перспективе 30–50 лет.

Параллельно прорабатываются механизмы для ограничения строительства на потенциально опасных участках, которые обозначены в генеральном плане города.

Учитываем их в проекте новых правил землепользования и застройки. Обсуждаем использование технологий раннего предупреждения о возможных оползнях, основанных на данных датчиков движения и влажности почвы. Также мы рассматриваем возможности высадки дополнительных линий озеленения для стабилизации прибрежных территорий и берегозащиты.

Инновации в транспорте и инвестициях

— Какие инвестиционные проекты, по вашему мнению, определят будущий облик города-курорта? Как они будут способствовать развитию городской среды?

— Сейчас в Сочи реализуют новый важный для курорта проект — создание «Сочинского технологического кластера». Резиденты технопарка, в основном небольшие сочинские производства, получат льготное налогообложение в соответствии с федеральным законодательством и фиксированную арендную ставку ниже рынка. Думаю, за 2–3 года мы реализуем этот проект.

В целом сегодня мы сопровождаем 60 инвестиционных проектов, из которых 70% относятся к санаторно-курортной отрасли. Предусматривается создание более 25 тыс. новых рабочих мест и порядка 25 тыс. дополнительных единиц нового современного и комфортного номерного фонда менее чем за 10 лет.

— Несмотря на открытый недавно аэропорт Геленджика, Сочи остается главным авиахабом Юга страны. Какие вызовы этот статус поставил перед властями города в части развития транспортной инфраструктуры?

— Транспорт — это прежде всего вопрос дорог. Сочи с самого начала участвовал в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». За шесть лет мы отремонтировали 385 участков улиц протяженностью 370 км, потратив на это порядка 5 млрд руб. Обновление автопарка, которое провели за последние годы, в последний раз Сочи видел разве что перед Олимпиадой.

Все инфраструктурные транспортные объекты города связаны системой «Умный город». Мы смотрим в будущее и понимаем, что население и турпоток в Сочи будут расти. Технологии помогают просчитать всю инфраструктурную нагрузку. Например, они в автоматическом режиме корректируют трафик в пиковые часы и предотвращают заторы на дорогах.

— Ключевым для Сочи объектом дорожного строительства является трасса Джубга — Сочи. Как сегодня реализуется этот проект?

— Обход Адлера — первый этап строительства трассы от М4 «Дон» до Сочи. Она сократит путь на автомобиле от Горячего Ключа до Сочи с 7 до 1,5 часов. ГК «Автодор» сейчас активно ведет строительство обхода Адлера. Новая дорога сделает комфортнее и быстрее путь в аэропорт и в горный кластер, разгрузит город от транзитного трафика и даст импульс развитию туризма и экономики. Для большего эффекта город также прорабатывает варианты реконструкции ряда улиц для связки с обходом Адлера, на это предположительно потребуется около 18 млрд руб.

Содержание
Закрыть