
Сочи летом 2025 года принял около 3,5 млн туристов. Курорт остается одним из лидеров Краснодарского края по данному показателю. Интенсивный рост турпотока создает предпосылки для развития города. Инвестиционный портфель Сочи в августе 2025 года превысил 650 млрд руб. Большинство из проектов реализуется в санаторно-курортной сфере.
О новых туристических и технологических проектах, инновациях в транспорте и сохранении культурного наследия в интервью журналу РБК+ Юг и Северный Кавказ рассказал глава администрации Сочи Андрей Прошунин.
Сочи для отдыха и для жизни
— Андрей Георгиевич, каков, на ваш взгляд, характер Сочи? Каким вы видите сегодня развитие города?
— Сочи — это город, который носит звание главного курорта страны. Это также многонациональный город, где традиционно в мире и согласии живут представители более сотни народностей.
Главная задача — развитие инфраструктуры курорта, вклад в благополучие жителей, в туристическую привлекательность территории. В высокий сезон в городе единовременно отдыхает порядка 180 тыс. гостей. Мы не ставим целью количественные рекорды, а стремимся обеспечить качественный и безопасный отдых для всех гостей.
— Сочи остается одним из самых привлекательных городов для строительства жилья и курортной недвижимости, несмотря на действующее ограничение на застройку. Каковы основные векторы градостроительной политики курорта?
— За предыдущие годы были построены тысячи квадратных метров жилья, не обеспеченного социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой. Именно эти вопросы теперь решаются в рамках комплексного развития территорий: в 2023–2024 годы введены в эксплуатацию порядка 370 тыс. кв. м жилой площади на северном склоне горы Бытха, на Батумском шоссе и улице Ленинградской.
Сегодня в Сочи действуют пять договоров КРТ, в рамках которых будет построено более 270 тыс. кв. м жилья. Важной, что по договорам инвесторы обременены строительством социальной и общественной инфраструктуры. Важной частью работы администрации остается борьба с самовольным строительством. В городском реестре по решению суда подлежат сносу более 700 самостроев, в том числе заселенных. В приоритете — защита интересов пострадавших собственников.
Богатое наследство субтропической столицы
— Современный Сочи представляет собой уникальный архитектурный ансамбль. В городе сохранился ряд исторически ценных санаториев и лечебниц. Какие меры для сохранения и развития таких объектов предпринимают сегодня власти?
— В рамках инвестпроектов в Сочи ведется масштабная работа по восстановлению утраченных исторических здравниц и строительству новых гостиниц. Например, «Волна», «Кристалл», «Приморская» — соглашения о строительстве этих объектов несколько лет назад были подписаны на ПМЭФ, и сегодня мы видим, как вводится в эксплуатацию санаторий «Кристалл» в Хосте. «Волну» и «Приморскую» активно строят.
Мы понимаем, что оставить объекты полностью в исходном состоянии невозможно, экономически нецелесообразно делать только капитальный ремонт. Для нового запуска необходимо, чтобы он был конкурентоспособен на рынке курортной инфраструктуры, привлекателен и интересен для гостя. Но к реновации «старого наследия» просим инвесторов подходить аккуратно и деликатно, не только оценивать экономику, но и учитывать память и историю объекта, его преимущества и ценности.
— Сочи располагается в районе со сложным приморским ландшафтом. В 2025 году вы сообщили, что для борьбы с оползнями городу потребуется порядка 88,7 млрд руб. В какой срок власти рассчитывают решить эту задачу?
— Реализация мер по защите от оползней — это серьезнейший аспект развития города. Сегодня в Сочи 2,6 тыс. оползневых участков, из которых 250 — на дорогах. Необходимые мероприятия очень дорогостоящие, ни городской, ни даже краевой бюджет не может покрыть потребности города в финансировании «здесь и сейчас» всех необходимых противооползневых мероприятий и берегоукреплений.
Весь комплекс инженерной защиты берега Сочи состоит из более чем 700 объектов разного уровня. Порядка 70% подпорных стен эксплуатируются свыше нормативных сроков службы. Из-за особенностей рельефа защита требуется и железной дороге, и автомобильным трассам, и объектам энергетической инфраструктуры, и жилым микрорайонам. Чтобы выработать стратегию по решению данной задачи, мы ведем работу с Минстроем России. Укрепление береговой линии позволит безопасно развивать курортную зону в перспективе 30–50 лет.
Параллельно прорабатываются механизмы для ограничения строительства на потенциально опасных участках, которые обозначены в генеральном плане города.
Учитываем их в проекте новых правил землепользования и застройки. Обсуждаем использование технологий раннего предупреждения о возможных оползнях, основанных на данных датчиков движения и влажности почвы. Также мы рассматриваем возможности высадки дополнительных линий озеленения для стабилизации прибрежных территорий и берегозащиты.
Инновации в транспорте и инвестициях
— Какие инвестиционные проекты, по вашему мнению, определят будущий облик города-курорта? Как они будут способствовать развитию городской среды?
— Сейчас в Сочи реализуют новый важный для курорта проект — создание «Сочинского технологического кластера». Резиденты технопарка, в основном небольшие сочинские производства, получат льготное налогообложение в соответствии с федеральным законодательством и фиксированную арендную ставку ниже рынка. Думаю, за 2–3 года мы реализуем этот проект.
В целом сегодня мы сопровождаем 60 инвестиционных проектов, из которых 70% относятся к санаторно-курортной отрасли. Предусматривается создание более 25 тыс. новых рабочих мест и порядка 25 тыс. дополнительных единиц нового современного и комфортного номерного фонда менее чем за 10 лет.
— Несмотря на открытый недавно аэропорт Геленджика, Сочи остается главным авиахабом Юга страны. Какие вызовы этот статус поставил перед властями города в части развития транспортной инфраструктуры?
— Транспорт — это прежде всего вопрос дорог. Сочи с самого начала участвовал в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». За шесть лет мы отремонтировали 385 участков улиц протяженностью 370 км, потратив на это порядка 5 млрд руб. Обновление автопарка, которое провели за последние годы, в последний раз Сочи видел разве что перед Олимпиадой.
Все инфраструктурные транспортные объекты города связаны системой «Умный город». Мы смотрим в будущее и понимаем, что население и турпоток в Сочи будут расти. Технологии помогают просчитать всю инфраструктурную нагрузку. Например, они в автоматическом режиме корректируют трафик в пиковые часы и предотвращают заторы на дорогах.
— Ключевым для Сочи объектом дорожного строительства является трасса Джубга — Сочи. Как сегодня реализуется этот проект?
— Обход Адлера — первый этап строительства трассы от М4 «Дон» до Сочи. Она сократит путь на автомобиле от Горячего Ключа до Сочи с 7 до 1,5 часов. ГК «Автодор» сейчас активно ведет строительство обхода Адлера. Новая дорога сделает комфортнее и быстрее путь в аэропорт и в горный кластер, разгрузит город от транзитного трафика и даст импульс развитию туризма и экономики. Для большего эффекта город также прорабатывает варианты реконструкции ряда улиц для связки с обходом Адлера, на это предположительно потребуется около 18 млрд руб.