Инструменты , Кавказ ,  
0 

Не только пшеница: как в Ростовской области развивается экспорт

фото: Freepik
фото: Freepik
Какой экспортный потенциал есть у Ростовской области помимо АПК и какие ростовские компании экспортируют весы из рельса, мясо из чечевицы и пазлы для детей, разбирался РБК Юг

Когда идет речь об экспорте Ростовской области, в большинстве случаев под этим подразумеваются поставки зерновой продукции и сельскохозяйственной техники — регион закрепил за собой статус одного из важнейших российских субъектов в этих отраслях производства. Однако в последние годы местные компании, выходя на зарубежные рынки, стараются отойти от донской идентичности и избежать репутации чисто агропромышленного региона. 

Общая картина

По информации министерства экономического развития Ростовской области, в 2024 году в регионе насчитывалось более 4 тыс. компаний-экспортеров. Их общий внешнеторговый оборот превысил 13 млрд долларов США — на 11% меньше, чем в 2023 году.

Как отметили в региональной Торгово-промышленной палате, в настоящее время первое место в структуре экспорта Ростовской области занимают продовольственные товары (72,2%), далее идут минеральные продукты (15,5%) и машины, оборудование и транспортные средства (5,5%).

В Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия добавили, что в 2024 году основным экспортируемым продуктом из Ростовской области стала пшеница — почти 3,4 млн т.

Также в топ экспорта попали пшеничные отруби (929,6 тыс. т), продовольственное зерно кукурузы (883,6 тыс. т), подсолнечный шпрот (528,6 тыс. т), продовольственный горох (26,2 тыс. т). Кроме того, в прошлом году регион экспортировал корма и кормовые добавки (315 тыс. т), мясо и мясные продукты (почти 8 тыс. т), молоко и молокопродукты (761 т), рыбу и рыбопродукты (397 т).

По последним данным Южного таможенного управления, с января по апрель прошлого года экспортерами-лидерами стали «Новошахтинский завод нефтепродуктов» (НЗНП), где экспорт в сравнении с аналогичным периодом 2023 года вырос почти на 40%, «Атлантис-Пак» (рост на 30%) и «Ростсельмаш» (рост на 11%)

В рамках диверсификации внешнеэкономической деятельности, последние несколько лет регион направляет внимание на страны Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Основной объем экспорта в 2024 году пришелся на страны Азии — 64,8%.

По итогам прошлого года, доля этих стран в географии экспорта выросла на 0,5%. Четверть экспорта выпала на страны Африки, доля которых выросла более чем на 2%. Всего же экспортно-импортные операции в 2024 году осуществлялись со 147 странами. Ведущие торговые партнеры: Турция, Египет, Китай, Гонконг, Бангладеш и Индия. Как отметили в ТПП Ростовской области, доля недружественных стран снизилась до 3,1%, тогда как годом ранее она составляла 4,5%.

Альтернативный экспорт

Как рассказала РБК Юг начальник управления внешнеэкономического сотрудничества и выставочно-ярмарочной деятельности ТПП Ростовской области Анна Барышникова, донской регион ежегодно расширяет список отраслей, в которых местные компании выступают в качестве экспортеров.

Так в одной из последних бизнес-миссий ростовской ТПП в Иран весной 2024 года на встречу с отечественной делегацией предпринимателей пришло свыше 200 иранских компаний.

В результате этой встречи ростовская компания «Статера», которая является разработчиком и производителем вагонных весов из железнодорожного рельса, смогла предварительно договориться о дальнейшем сотрудничестве и поставках своего оборудования с таможенными и железнодорожными органами Ирана.

В ходе бизнес-миссии одним из представителей ростовского бизнеса стало ООО «Агрофирма Донецкая Долина», которая входит в десятку крупнейших производителей посадочного материала на территории России. По словам генерального директора компании Василия Индыло, в Иран компания ехала изучить опыт местных агрофирм и наладить сотрудничество по обмену посадочного материала. Он отметил, что у донского хозяйства есть самый крупный в РФ ассортимент саженцев из более чем 50 сортов только одной черешни, более 50 сортов яблони, десятка сортов слив, груш и вишни.

«Иранскую сторону, это, конечно, очень интересует. Поэтому на первом этапе мы договорились предварительно, что после визита мы выйдем, на какой-то объем обменными партиями. Мы поставим туда наши сорта черешни, а они ни поставят нам грушу, орех и персик», — рассказал гендир предприятия.

В перспективе ростовскую компанию также заинтересовала возможность выращивания садов черешни на территории Ирана. По мнению Индыло, у «Агрофирмы» есть опыт выращивания черешни в закрытом грунте в теплице — в России подобных технологий нет ни у кого.

«Они хотят, чтобы мы посадили черешневые сады на основе наших саженцев, и в дальнейшем они могли бы выступать в качестве фруктового дистрибьютора по свежим ягодам. То есть черешня, полученная из садов на основе наших саженцев, могла бы поступать на рынки Ближнего Востока: в Арабские Эмираты, Ирак, и на территории самого Ирана. В том числе мы рассматривали возможность поставки фруктов в Россию, выращенных в Иране в других условиях и с другими трудозатратами. Там климат несколько мягче и есть возможность получить плоды уже в апреле, когда у нас на российском рынке черешня максимально дорого стоит», — рассказал Василий Индыло.

Еще один пример не совсем стандартного экспорта — продукция ООО ПКФ «Маяк». Компания запустила в 2023 году производство по переработке органической продукции и растительному мясу из чечевицы. Соучредитель компании Любовь Железная отметила, что в 2025 году уже есть заявки на экспорт продукции в ОАЭ, Белоруссию, Армению и Египет. С недавнего времени ростовским растительным мясом заинтересовались предприниматели из Индии.

По словам генерального директора ООО «Аль Пако» (Донецк Ростовской области) Алексея Жолобова, региональный экспорт давно не ограничивается традиционными для каждой конкретной местности отраслями. Он отметил, что многое зависит от того, в каком регионе «осел» и развивается конкретный бизнес. В частности, «Аль Пако» занимается производством книг, детских развивающих настольных игр и головоломок

«С нашего склада в Ростовской области книги едут по всему миру: в Беларусь, Азербайджан, Армению, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Молдову, Литву, Латвию, Эстонию, Турцию, на Кипр. Это двенадцать стран ближнего и не только зарубежья», — поделился гендиректор.

Жолобов также добавил, что компания планирует в ближайшее время наладить поставки в Грузию, США, Канаду, Израиль, Сербию, Германию и Нидерланды.

Еще один представитель отрасли, который осуществляет экспорт — компания по производству полиграфической продукции ООО «ГеоДом». Книги, настольные игры, атласы и пазлы компании напрямую экспортируется в Беларусь, Казахстан, Азербайджан, а через компании-дистрибьюторы — в Латвию, Литву и Германию.

Объемы экспортных отгрузок в 2024 году превысили 10 млн. руб., а доля прямого экспорта занимает 3,5% от всего товарооборота. По словам исполнительного директора компании Павела Полдышева, небольшая доля является важной для достижения плановых показателей KPI или добора денежных средств на реализацию внутренних проектов. При этом экспорт у «ГеоДома» растет год к году, а в перспективе компания планирует нарастить долю за счет новых рынков.

«Рассчитываем, что объемы экспорта в 2025 году также увеличатся за счет присутствия на рынках Азербайджана и Узбекистана. На Узбекистан мы смотрим, учитывая опыт и реализованные продуктовые кейсы на рынке Казахстана. Мы делали для коллег переводную картографическую продукцию», — поделился Полдышев.

Он отметил, что заинтересованность в продукции также выражают партнеры из ОАЭ. По мнению исполнительного директора, это обуславливается тем, что страна находятся на стадии формирования собственного культурного кода, поэтому нуждается в масштабировании контент-стратегий. Ростовская компания, в свою очередь, можем сформировать регионам айдентику через продукт и выйти на рынки B2B и B2C.

«Нерелевантно сравнивать, например, поставки сельхозпродукции, товаров продовольственной группы с экспортом печатных и интерактивных изданий, ценность которых в интеллектуальной составляющей. В этом случае при экспорте сперва должен быть обеспечен базис для существования товара, необходимо уделить внимание и затратить дополнительные ресурсы на локализацию, адаптацию контента под современные устои и традиции. Известен аналогичный пример коллег из Disney: в мультфильме «Головоломка» есть сцена, где главная героиня, еще малышка в детском стульчике, отворачивается от ложки и отказывается есть брокколи. В Европе, США брокколи воспринимается чем-то невкусным и даже отвратительным, в то время как японские дети ее очень любят. В прокатной версии для японского рынка брокколи заменили на зеленый болгарский перец — учли местный менталитет», — заключил Павел Полдышев

Содержание
Закрыть