#1 Вектор ректора, 23 декабря 2024
Практика , Кавказ ,  
0 

«Вектор ректора»: Виктор Кокшаров о превращении УрФУ в фабрику технологий

Фото: пресс-служба Уральского федерального университета
Фото: пресс-служба Уральского федерального университета
Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров в интервью РБК ТВ Юг - об инновациях, главных направлениях в работе и о том, как научная сфера влияет на развитие одного из ведущих университетов страны

Редакции РБК Юг и «Деловой газеты.Юг» совместно с партнером медиа «Университеты. РФ» запустили проект — «Вектор ректора». Это серия телевизионных интервью с ректорами ведущих вузов России, которые рассказывают о том, как они взаимодействуют с бизнесом и реализуют федеральные проекты.

Героем новой серии проекта стал ректор УрФУ Виктор Кокшаров. Интервью у руководителя вуза берет Алексей Айриян — студент 3-го курса направления «Медиакоммуникации» УрФУ и выпускник проекта «Школа атомных коммуникаций Mediaskills».

— Виктор Анатольевич, вы руководите Уральским федеральным университетом уже 14 лет. Это очень крупный вуз, в вашем управлении 4 400 преподавателей и более 50 000 студентов. Чтобы контролировать все процессы в таком огромном коллективе, нужна команда. Расскажите, как вы подбираете людей? Каков главный принцип команды Виктора Кокшарова?

— Главный критерий, конечно же, профессионализм и желание добиться высоких целей на том поприще, которое для себя выбирает тот или иной человек. Должен быть мощный сплав личностных и деловых качеств. Важно, чтобы этот профессионал мог руководить коллективом, который ему подчиняется, а также продуктивно взаимодействовать с другими людьми, как на своем уровне, так и с ниже и вышестоящими людьми.

— Сегодня наблюдается острый дефицит кадров во многих сферах. И аналитики прогнозируют еще больший дефицит среди высококлассных специалистов. Как вы считаете, нужны ли сейчас люди? Не проще ли заменить их роботами и искусственным интеллектом?

— Вы знаете, люди нужны всегда и везде. Дефицит кадров не исчезнет, даже когда будут активно внедрены роботы и искусственный интеллект, потому что и роботами, и искусственным интеллектом должны управлять и могут управлять только люди. Просто со временем произойдет переток кадров из тех сфер, где требуется простая работа, в те сферы, где необходима более творческая деятельность, и где потребуются навыки, способствующие внедрению и управлению сложными техническими системами на основе искусственного интеллекта и роботов. А такие специалисты не берутся с улицы, они должны обучаться в университетах. И перед нами это ставит очень серьезные задачи, связанные с трансформацией учебных программ, с их переориентацией на новые направления, на цифровые методы и компетенции, чем мы сейчас активно и занимаемся.

— Сейчас молодежь, студенты и многие специалисты стали чаще использовать нейросети. Как пример — вполне качественные тексты, написанные с помощью искусственного интеллекта. Иногда кажется, что просто дай команду роботу и он все сделает сам. Скажите, нужно ли сейчас учиться? Не проще ли использовать в жизни и в работе искусственный интеллект?

— Искусственный интеллект — это один из механизмов для того, чтобы ускорить создание технических устройств, а также изображений и текстов для социальных сетей, докладов, книг. Но создает сеть человек, который пишет запросы и дает задания. Если он не установит правильные причинно-следственные связи, то искусственный интеллект не даст ему качественного ответа.

Наши историки проводили подобные опыты, они задавали нейросети вопросы по истории XV века. И ChatGPT не смог правильно на эти вопросы ответить, даже выдумывал некоторые причинно-следственные связи или ссылался на несуществующие издания. Так что, имейте в виду, преподаватель легко сможет распознать работу, написанную за студента нейросетью. Но никто не запрещает обучающимся использовать ChatGPT и искусственный интеллект в качестве механизма для создания основы работ, так же как все используют сегодня интернет.

— На выставке «Иннопром-2024» вы сказали, что инновационная инфраструктура университета достигла полного цикла. Какие предварительные результаты работы с инновациями вы могли бы назвать?

— Действительно, сейчас мы можем провести идею наших ученых от замысла до внедрения в технологический процесс. Современные методы, оборудование и инфраструктура позволяют нам сделать этот процесс максимально быстрым.

Если появляются идеи, каким образом результаты фундаментальных исследований превратить в прикладные, а потом в технологию, мы эти идеи всячески поддерживаем. В университете создана инфраструктура полного инновационного цикла. На начальном этапе стартап-проекты проходят экспертизу в лабораториях и научных центрах. У нас есть мощное конструкторское бюро, которое работает с цифровыми двойниками и моделями. В этом году мы открыли свое опытное производство — Центр инженерных разработок, где есть оборудование для литья заготовок, для их высокоточной механообработки и для быстрого прототипирования. То есть мы создаем опытный образец и испытываем его.

Сегодня мы предлагаем предприятиям не просто некую идею, которую нужно долго дорабатывать, а комплекс расчетно-конструкторской документации и испытанный опытный образец. И это очень важно, поскольку после распада Советского Союза распался и целый ряд отраслевых институтов, а их инжиниринговая функция ушла в тень.

Сегодня эту нишу должны занять ведущие инженерные вузы. И мы это делаем. Например, в УрФУ объем инжиниринговых услуг в 2024 году составил около 2 миллиардов рублей. Мы стремимся к тому, чтобы стать фабрикой технологий и мощнейшим инжиниринговым хабом на территории всей Российской Федерации. У нас для этого есть все необходимые слагаемые и есть много интересных задумок, как мы будем действовать в рамках поручений президента.

Одно из таких поручений касается проработки вопроса о создании ведущими вузами и предприятиями научно-производственных объединений. Такое пилотное НПО мы планируем организовать у нас на уральской земле и связать его с новым кампусом на базе технопарка, который строится правительством Свердловской области.

— Уральский федеральный университет участвует в программе господдержки «Приоритет-2030». Какие перспективные проекты есть сейчас в вузе и с какими индустриальными партнерами вы сотрудничаете?

— Мы участвуем практически во всех программах поддержки университетов, которые сегодня предлагает правительство Российской Федерации. В программе «Приоритет-2030» задействованы более 100 университетов, в ней предусмотрены два уровня — базовый и передовой. Мы участвуем в передовом по двум направлениям: исследовательское лидерство и региональное отраслевое лидерство. УрФУ претендует на исследовательское лидерство, так как входит в группу ведущих 15 университетов, которые специально поддерживаются правительством России в рамках этой программы. Есть перечень стратегических направлений и проектов, которые каждый университет для себя разрабатывает и защищает на федеральном уровне.

Вначале мы определили для себя пять таких проектов, но сегодня начинаем их пересматривать, исходя из задач достижения скорейшего технологического суверенитета страны. Сейчас мы обсуждаем новые проекты, связанные с фармацевтикой и здоровьесберегающими технологиями, есть идеи в области индустриального искусственного интеллекта и в области новых технологий для металлургии.

— С какими еще госкорпорациями и ведущими компаниями России сотрудничает Уральский федеральный университет? И какие возможности это дает студентам?

— Партнеров у вуза очень много, уже более 500. Среди них есть и органы власти, и социальные организации, но в основном это промышленные предприятия. У нас есть прекрасный цифровой сервис «Личный кабинет партнера», с помощью которого предприятие организует у себя прохождение студенческой практики, размещает всю информацию, дает проектные задания. И мы сегодня активно развиваем проектное обучение. Наша задача — до 80% всех обучающихся у нас студентов охватить проектной деятельностью. Студенты получают задание от предприятия или социальной организации, затем с помощью куратора этот проект реализуют на практике. А предприятие в итоге получает и сам проект, и готовую команду.

Возьмем, например, крайне важный проект, связанный с созданием новых фармацевтических материалов и здоровьесберегающих технологий. На базе нашего химико-фармацевтического центра сейчас ведется работа над созданием новых прорывных медицинских препаратов — противоопухолевых и антивирусных. Интересной новинкой является противодиабетическое средство, которое мы создаем вместе с компанией «Элта». Оно пока носит название АБ-19. Уже проведены доклинические испытания и изготовлена опытная партия лекарств для проведения клинических испытаний. Это препарат не будет иметь аналогов на мировом рынке.

Но мы пошли дальше и на базе химико-фармацевтического центра оборудовали лабораторию малотоннажного оргсинтеза и малотоннажной химии. Это одна из важнейших критических технологий, которые сегодня в России будут применяться и разрабатываться. В этом центре мы вместе с целым рядом предприятий по их заданию и на их средства ведем работу над различными присадками, материалами органической химии, которые нуждаются в срочном импортозамещении. Причем прорабатываем не просто материалы, а именно технологию их создания.

Также мы сейчас вместе с госкорпорацией «Росатом» дорабатываем технологию создания гамма-детектора для ЭКТ (однофотонного эмиссионного компьютерного томографа), который используется для диагностики, в первую очередь, онкологических заболеваний. Это импортозамещение в действии, такого отечественного гамма-детектора не было.

Еще один пример — цифровая платформа, которую мы разработали вместе с крупной сетью офтальмологических клиник. Благодаря ей можно с очень высокой степенью вероятности обрабатывать изображение и диагностировать различные виды заболеваний глаз. Это лишь несколько наших главных проектов в рамках программы «Приоритет-2030».

— В завершение разговора хотелось бы узнать, какого вектора придерживаетесь вы и на что нужно обратить внимание студентам, чтобы расти по карьерной лестнице и в личностном плане?

— Студент, самое главное, должен быть активным и настроенным на освоение того уровня знаний, которые ему дают в университете. Нужно брать все, что дает университет. Мы предлагаем очень много программ, связанных с дополнительным образованием, с дополнительными квалификациями и цифровыми навыками через цифровую кафедру. Чем более вы будете подготовлены для будущей профессии, тем большим успехом вы будете пользоваться и тем лучшие карьерные перспективы перед вами откроются. Но студент не будет студентом, если он будет только учиться или заниматься наукой. У нас в вузе есть все возможности для творчества, для спорта. И здесь университет точно является одним из лидеров. Так что студенческая жизнь — это незабываемо. И нужно готовить фундамент для будущей жизни, развивая все свои таланты.

«Вектор ректора»: Виктор Кокшаров о превращении УрФУ в фабрику технологий

— Кто ваш учитель?

— У меня много учителей. Мой учитель в сфере науки — это научный руководитель, профессор Иван Никанорович Чемпалов, который многое мне дал. Моим учителем в то время, когда я работал на государственной службе в правительстве региона, был губернатор Свердловской области Эдуард Эргартович Россель. Вообще в жизни не может быть только один наставник, их много, начиная с родителей, которые, конечно, являются первыми и самыми главными учителями.

— Наука — это модно?

— Наука — это модно, но самое главное — это интересно и увлекательно. Плюс сегодня тем, кто идет учиться и работать в научной сфере, это дает достойные средства для существования.

— Сколько будут получать ученые через 5-10 лет?

— Сегодня они получают минимум двукратную зарплату по экономике региона, это больше 120 тысяч рублей, но дальше все зависит от конкретных грантов и договорных работ. А что будет через 5-10 лет, мне трудно предположить, но в любом случае это будет достойная зарплата за достойный труд.

— Куда поступить студенту, чтобы через 5 лет за ним бегали работодатели?

— Поступайте на любое направление к нам, в Уральский федеральный университет! Работодатели в первую очередь бегают за теми, кто показывает большой интерес к учебе, к карьере и к тем, кто за время учебы в университете брал максимум возможного.

Авторы: Ольга Глазкова и Алексей Айриян

Спецпроект «Вектор ректора» ориентирован на информирование «из первых уст» бизнес-сообщества, представителей разных отраслей экономики и молодежной аудитории о потенциале и возможностях вузов для решения кадровых проблем и обеспечения технологического суверенитета страны. Проект также призван вовлечь молодых людей в деловую и научную журналистику.

Мультиформантный контент выходит одновременно на нескольких площадках — ресурсах «РБК Юг», «Деловой газеты.Юг» и медиа «Университеты. РФ».

Медиа Группа «Бизнес и точка» объединяет такие деловые СМИ, как РБК Юг, «Ведомости Юг» и «Деловая газета.Юг»

Компетенция Виктор Кокшаров о трансформации УрФУ в фабрику технологий
Содержание
Закрыть