#13 Журнал РБК+Юг, 22 сентября
От первого лица , Кавказ ,  
0 

Мастер-план для восточного юга

Фото: личный архив Ксении Титовой
Фото: личный архив Ксении Титовой
Руководитель проектного офиса «ПроГород» Ксения Титова — о том, как перераспределить туристскую нагрузку южных регионах

Совокупный турпоток в Краснодарский край, Ростовскую область и Адыгею к 2030 году может вырасти в 1,5 раза, однако нагрузка на черноморские курорты Кубани уже сегодня слишком высока. О том, как перераспределить турпоток и какие виды туризма смогут развиваться в Приазовье, в интервью РБК Краснодар рассказа руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (группа «ВЭБ.РФ») Ксения Титова.

— «ПроГород» в 2024 году планировал приступить к разработке мастер-планов шести макротерриторий, в числе которых был указан «Восточный юг России». Планировалось, что в него войдут три региона: Краснодарский край, Ростовская область и Адыгея. Началась ли работа над этим проектом?

— С конца 2021 года мы занимаемся разработкой схем развития туризма макротерриторий по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» и госпрограмме «Развитие туризма» под кураторством Минэкономразвития России. У нас на уровне страны определено 12 макротерриторий, которые объединяют 52 субъекта федерации и, по сути, формируют ключевой туристский потенциал России. Восточный юг России — один из трех проектов, которые мы разрабатываем на юге страны. Наша работа состоит из двух этапов — аналитики и стратегии. На данный момент у нас завершается этап комплексного анализа.

Туристская схема (мастер-план) — это комплексный документ на стыке стратегического социально-экономического и пространственного планирования. В нем учитываются все природные, социально-экономические, историко-культурные и инфраструктурные особенности территории. Документ позволяет комплексно развивать туризм в определенных регионах.

— Каков на данный момент туристский потенциал Кубани, Ростовской области и Адыгеи?

— Сегодня, по нашим оценкам, более 20 млн турпоездок в год приходится на эту макротерриторию (1/4 турпотока страны). Порядка 80% из них — это Краснодарский край. За последний год Республика Адыгея показывает очень серьезное увеличение турпотока. Мы оцениваем его в 423 тыс. турпоездок — в два раза больше, чем в прошлом году. В Ростовской области потенциал тоже огромный благодаря федеральной трассе М-4 «Дон». Мы подсчитывали количество туристов, которые прибывают в Крым, Краснодарский край и на Кавказ по М-4 — это более 7 млн транзитных туристов.

— Как разработка и внедрение мастер-плана повлияют на туристский поток макрорегиона в ближайшие годы?

— Наши финальные оценки мы сможем дать к концу года, после завершения этапа стратегии, который включает прогнозирование туристического потока. По нашим прогнозам, которые будут уточняться, число турпоездок достигнет 30 млн в 2030 году. Это существенная цифра. По сути, это полуторакратный рост относительно сегодняшних показателей и одна пятая от федеральной цели в 140 млн поездок в 2030 году. Президент РФ Владимир Путин озвучил, что сегодня у нас 83 млн поездок по стране, но до 2030 должно стать 140 млн.

— Как будет идти развитие номерного фонда макротерритории с ростом турпотока?

— Совокупно к 2030 году запланировано около 45 тысяч номеров, даже без наших предложений в составе схемы, так как в трех регионах реализуется большое число инвестпроектов. При этом номерной фонд макротерритории уже сегодня огромный. Это примерно одна пятая всего номерного фонда страны — порядка 237 тыс. номеров. Существенный вклад в емкость средств размещения юга страны обеспечит разрабатываемый сейчас федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал», который будет направлен на создание по поручению президента круглогодичных морских курортов. Два крупнейших южных курорта — Каспийский кластер в Дагестане и Новая Анапа в Краснодарском крае — совокупно смогут принять более 2 млн туристов к 2030 году.

Параллельно реализуется очень большое количество инвестпроектов. Нашей задачей было понять, как более равномерно распределить туристический поток по территории восточного юга. Сегодня черноморское побережье в Краснодарском крае очень сильно перегружено. Мы с помощью космоснимков и больших данных за 2023 год посчитали загруженность пляжей и проанализировали потоки. У нас получилось в некоторых локациях порядка 6-7 человек на 10 кв. м. Там очень серьезная плотность в сезон. Чтобы такого не происходило, необходимо нагрузку перераспределять. Здесь большой потенциал имеют горные районы.

— В мае текущего года Агентство стратегических инициатив представило президенту России Владимиру Путину стратегию развития Приазовья как макрорегиона, включающего Краснодарский край, Ростовскую область, Республику Крым, ДНР, Херсонскую область, Запорожскую область и ЛНР. В связи с этим планируется ли в дальнейшем создание мастер-плана для развития туризма на Азовском побережье?

— Действительно, на Азовском побережье сейчас огромная активность с точки зрения планирования развития этой территории, причем не только туристского, но и комплексного. Туризм пока не является одним из приоритетов, если мы говорим о присоединенных территориях. Наша основная задача сейчас — обеспечить инфраструктурную связанность с новыми регионами, в том числе через Ростовскую область, в которой замкнется круговой маршрут «Азовское кольцо».
Здесь важно учитывать возможность экономии ресурсов на логистике. Если мы говорим про круговой маршрут, он позволит связать все прибрежные территории. Но если мы говорим о морских перевозках, то курсирование рейсов по Азовскому морю позволит существенно сократить транспортное плечо между многими населенными пунктами, которые находятся на Азовском побережье: например, маршрут Бердянск — Приморско-Ахтарск по воде составляет всего 130 км вместо 520 км по суше.

— Если все же оценивать туристские перспективы Приазовья, то какие виды туризма, на ваш взгляд, должны там развиваться?

— В проекте «Пять морей и озеро Байкал» один из курортов предусмотрен в районе новых территорий, и хотя пока планы по нему малоизвестны, но очевидно, что это будет крупный курортный кластер. Поскольку при разработке турсхем мы всегда учитываем транспортную связанность регионов и турпотоки между ними, для нас особое значение будет играть развитие круизного судоходства на Азовском море, развитие сети причалов и марин. Например, концепция развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье и в Краснодарском крае предполагает на черноморском побережье Кубани создать четыре новые марины. То есть направление яхтенного и круизного туризма имеет большой потенциал, особенно в развитии связки Черного и Азовского морей.

Автор: Дарья Храмочкина

Практика Инвестиции в здоровье
Содержание
Закрыть