Краснодарский край становится все более весомым на инвестиционной карте России. За 2023 год регион вдвое увеличил объем реализованных инвестиций — до 860 млрд руб. Заместитель губернатора региона Александр Руппель — о том, с чем связан интерес инвесторов, как мегапроекты стимулируют развитие строительного бизнеса и кто готов вместе с властями развивать солнечную Кубань.
— Краснодарский край занял шестое место в рейтинге национального инвестиционного климата, подготовленного Агентством стратегических инициатив (АСИ) в 2024 году. Как изменился интерес российских и иностранных инвесторов к региону за последние годы? Какие сферы и локации пользуются большим спросом?
— Мы к каждому инвестору относимся одинаково. Конечно, для нас важно, когда мы «выращиваем» инвесторов внутри региона, помогаем предпринимателям вырасти из малого в средний, а затем и в крупный бизнес. Но если компания инвестирует в Краснодарский край, она пользуется всеми преференциями независимо от происхождения.
Наиболее востребованные направления инвестиций в регионе — это промышленные парки и территории, которые обладают всей внутренней инфраструктурой: газом, светом, водой и всем, что необходимо для начала бизнеса. Краснодарский край — уникальная территория в России, в связи с чем входящий поток инвесторов достаточно большой: он составляет примерно 400 млрд руб. в год реализованных инвестиций.
Также нам было необходимо настроить работу по привлечению инвесторов извне. Во-первых, мы создали необходимые институты, в крае успешно работает Агентство по привлечению инвестиций, у которого в KPI нет входящих инвесторов. Во-вторых, мы участвуем во всех пилотных проектах. Это тяжело, мы «набиваем шишки». Но все это дало эффект: за прошлый год объем реализованных инвестиций в регионе составил 860 млрд руб. Рост практически два раза за 3-4 года. Если мы сохраним текущую динамику, то в этом году, думаю, превысим планку в 1 трлн руб.
Проекты-мультипликаторы
— В Краснодарском крае реализуются масштабные мегапроекты, ряд из них — в дорожно-транспортной отрасли. Среди них стоит выделить строительство новой автомагистрали «Джубга–Сочи». Как этот проект скажется на развитии бизнеса, в том числе строительного, в части создании новых объектов?
— В целом создание скоростной трассы оценивается в 1,4 трлн руб. Для Краснодарского края это действительно мегапроект, который даст толчок для развития всех смежных отраслей: строительного комплекса, производства стройматериалов, промышленности, сегмента автозаправочных станций, потребительской сферы.
Он серьезно скажется и на увеличении туристского потока. Мы сегодня реализуем много проектов в этой сфере, появляются новые хорошие отели, к которым гости региона смогут комфортно доехать по новой трассе. То, что мы видим сейчас, — это уже данность, с которой другими способами, кроме как строительством новой дороги, никогда не справиться. Можно говорить об альтернативном развитии авиа-, ж/д-сообщения, но автотурист всегда был и будет. Это даст толчок в том числе и для малого и среднего бизнеса во всех смежных отраслях.
— Другой крупный проект, в который направлены федеральные средства, — это «Новая Анапа». Какой эффект окажет новый курорт на регион с точки зрения развития бизнеса, создания социальных, инфраструктурных объектов, жилого фонда? Когда начнется основной этап реализации?
— Сегодня мы на предпроектных стадиях, когда предстоит оценить всю инфраструктуру для создания курорта. Напомню, что это Благовещенка, проект с нуля. Это абсолютно пустая территория, на которой нет ни газа, ни света, ни воды, ни водоотведения, ни нормальной дороги. Только на инфраструктуру, по предварительным оценкам, понадобится примерно 153 млрд руб., а стоимость реализации всего проекта приблизится к 600-700 млрд руб. В итоге номерной фонд «Новой Анапы» составит более 15 тыс. номеров, а дополнительный туристский поток — около 1,5 млн туристов ежегодно.
Мы понимаем, насколько важен для нас мультипликатор развития санаторно-курортного комплекса. А «Новая Анапа» — это действительно всероссийский курорт, равного которому по масштабам в стране больше нет. Но пока мы не решим все инфраструктурные вопросы, приступать к строительству преждевременно. Думаю, к активной реализации проекта «Новая Анапа» мы приступим в середине — конце 2025 года.
Перспективы кубанского Приазовья
—Сегодня ведется разработка стратегии развития кубанского Приазовья, которая позволит использовать потенциал этой территории. Что станет стратегическим приоритетом и локомотивом экономики этой территории? Как эти отрасли повлияют на туристский поток, малый и средний бизнес?
— Основными станут два направления. Первое — это курорты. Например, в Ейском районе в советское время активно развивалась детская здравница. Сегодня из общего туристского потока в 18,6 млн человек на Азовское побережье приходится около 5%. В масштабах края это статистическая погрешность. Здесь нужны большие проекты, прорабатывается комплексное создание курортной инфраструктуры на этой территории.
Второе направление — пищевая промышленность. В северной части Краснодарского края выращивается много сельскохозяйственных культур, но достаточно слабо развита переработка продукции АПК. В этих стратегических направлениях мы сегодня двигаемся, ведем работу по площадкам и по инвесторам, которые туда готовы заходить. В Щербиновском районе уже договорились о строительстве консервного завода. Важно обеспечить будущих инвесторов необходимой инфраструктурой. Думаю, в сентябре-октябре 2024 года дорожная карта по развитию кубанского Приазовья будет готова, и мы приступим к ее реализации.
Инвесторы выбирают Краснодарский край
— На сегодня юг России и, в частности, Краснодарский край привлекают все больше людей, которые выбирают регион не только для отдыха, но и для постоянного места жительства. Есть ли у вас понимание, кто, кроме крупных инвесторов, вкладывает деньги в регион? Есть ли среди них те, кто приехал в Краснодарский край жить и инвестировать в локальные проекты?
— Таких примеров сотни. Бывший резидент калифорнийского IT-парка приехал в Сочи после Олимпиады, увидел, как преобразился город, и решил вернуться в Россию. Сегодня он успешно реализует IT-проект в Сочи.
Мы стремимся создать такую инфраструктуру поддержки в регионе, при которой любой инвестор независимо от масштаба может запустить и реализовать проект, минимально контактируя с властью.
Для этого в регионе создаются различные институты поддержки, ориентированные на запросы и потребности бизнеса. Так, в санаторно-курортном комплексе после встреч с предпринимателями мы реализовали две вещи — запрет на строительство жилья в 500-метровой прибрежной зоне и льготу на имущество на 10 лет. Две меры дали колоссальный результат. В 2020 году объем инвестиций в санаторно-курортный комплекс составлял 20 млрд руб., сегодня — 750 млрд руб. Это без учета таких мегапроектов, как «Новая Анапа», «Турьев хутор» в Сочи, кластера в Абрау-Дюрсо, которые сопровождает федерация на уровне корпорации «Туризм.РФ».
Автор: Наталья Радчук