#12 Журнал РБК+Юг, 22 сентября
Инструменты , Кавказ ,  
0 

В поисках идентичности

Фото: Администрация г. Анапы
Фото: Администрация г. Анапы
Как обновление генпланов отразилось на облике территорий Краснодарского края

За последние три года в Краснодарском крае были разработаны и скорректированы генеральные планы в 67 муниципальных образованиях, сообщили в Институте развития градостроительства и городской среды Краснодарского края (ИРГиГС). Вслед за Краснодаром, который обновил генплан в 2020 году, были утверждены генпланы Анапы, Геленджика, Горячего Ключа и Армавира. В 2023 году принят генплан Сочи, на очереди — Новороссийск и Туапсе.

Общей задачей в муниципалитетах стал уход от точечной застройки, утверждение изменившихся границ, сохранение рекреационных зон. О том, что дало принятие генпланов городам Кубани, как они учитывают сохранение исторического наследия и будущее развитие идентичности территорий, РБК+Юг рассказали власти и архитекторы.

До и после новых генпланов

Обновление генеральных планов кубанских городов во многом потребовалось в связи с активным развитием территорий и неактуальностью действующих градостроительных документов. Например, вступивший в силу в 2012 году генплан Краснодара, по версии властей, не отражал в полной мере ситуацию с ведущейся застройкой и потребности города в социальной и инженерной инфраструктуре. Генплан Сочи, принятый в 2009 году, не учитывал масштабные изменения после проведения Олимпиады-2014, создание федеральной территории «Сириус», уточнения границ Национального парка, а также рост населения на 100 тыс. человек.

По данным Научно-исследовательского института перспективного градостроительства (НИИ ПГ, разрабатывал генпланы Краснодара и приморских городов Кубани — прим. ред.), на черноморском побережье на тот период наблюдался дефицит 180 детских садов, 43 школ, 70 поликлиник и больниц, объектов спорта и культуры.

«Генеральные планы решили эти вопросы в зоне своей ответственности, то есть зарезервировали землю для строительства социальных объектов из расчета не только для существующего населения, но и того, которое здесь будет проживать в перспективе. А мы хорошо знаем, что население приморских городов растет очень быстрыми темпами — до 50 тыс. человек в год», — рассказала руководитель научного отделения ООО «НИИ ПГ» Ольга Друзина.

Помимо социальных задач, на черноморском побережье остро стоят вопросы дорожно-транспортной и коммунальной инфраструктуры. В Сочи трасса федерального значения А-147 «Джубга–Сочи» безальтернативна и имеет низкую пропускную способность. Из города в направлении других регионов РФ ведет только один выезд. Для решения проблемы заторов и отвода транзитного потока предусмотрели строительство обходов Адлера, центра Сочи, обходов в Лазаревском районе и районе Хосты.

В отношении инженерной инфраструктуры в Сочи, Геленджике и Анапе мероприятия генплана были нацелены на решение проблем с дождевой канализацией. Также разработаны проекты по инженерной защите территории (строительство дамб и берегоукрепление), созданию дополнительных водозаборов для устранения дефицита воды.

«Генеральные планы курортных городов и Краснодара должны показать, какие территории первостепенно подлежат развитию. Например, в Сочи застройщики сконцентрировались на центральных и южных локациях, а северные, например, Лазаревский район, оставались недостаточно проработанными. Каждая территория должна развиваться в соответствии со своими особенностями — это учитывается при разработке генерального плана», — прокомментировала заместитель руководителя ИРГиГС Наталья Машталир.

Будущее краснодарской агломерации

Согласно генплану, пространственное развитие Краснодара определено в рамках агломерационной модели. Как пояснила Ольга Друзина, это подразумевает усиление роли подцентров — станиц Динской, Новотитаровской, Васюринской, Северской, поселка Афипского и города Горячий Ключ. Другие задачи — развитие высокоскоростных видов транспорта, а также рациональное размещение мест приложения труда, проживания и отдыха, включая объекты медицинско-реабилитационного и научно-образовательного кластера, индустриальные парки, объекты отдыха и торговли.

Усилить транспортные связи центра и периферии планируется за счет реконструкции существующих автомобильных дорог, строительства нового участка автомобильной дороги А-289 «Краснодар–Керчь», Южного обхода, Восточного транспортного коридора и формирования полноценного автодорожного кольца.

В 2024 году в Краснодаре приступят к реализации концепции комплексного развития северо-восточного района на 220 тыс. жителей. По предварительным оценкам властей, строительство «Нового Краснодара» займет 20 лет. По мнению Натальи Машталир, сегодня северо-восточная часть — самый перспективный район и главный резерв для развития Краснодара.

«Территория свободна от застройки, что позволяет заложить в нее новые точки притяжения, объекты регионального и местного значения, жилые дома в соответствии с современным стандартом качества жилых помещений и комфортности проживания на территории Краснодарского края. Для жителей на территории предусмотрено строительство школ и детских садов, поликлиник, плоскостные спортивные площадки, стадионы, рынки, спортивные залы и бассейны», — рассказала Наталья Машталир.

Для разгрузки центральной части города от транспорта предлагается перенести в северно-восточную часть административный аппарат краевой администрации. Обеспечение нового района социальной и транспортной инфраструктурой, а также зелеными зонами предусматривается посредством заключения договоров КРТ, пояснила Машталир.

Сталинский ампир, вековые сосны и виноделие

Приморские города Краснодарского края в прошлом имели узнаваемый образ. Его возрождение и развитие стало одной из задач новых генпланов курортов, рассказали в компании — разработчике документов.

«В советский период в каждом из приморских городов сложился свой уникальный образ. Сочи — это «сталинский ампир», Геленджик — широкая набережная с белоснежной балюстрадой, густые пицундские сосны, которые стали сажать в начале ХХ века, Анапа — детские оздоровительные лагеря. В постсоветский период многое было утрачено. Сегодня в Сочи в заброшенном состоянии находятся 22 санатория на площади 300 га. Нашей задачей является возрождение, сохранение и развитие уникальной идентичности приморских городов», — поделилась Ольга Друзина.

В новых генпланах Сочи, Геленджика и Анапы предусмотрено увеличение площади курортных зон на 1400 га, пляжных территорий — на 55 км. Планируется возрождение курортных парков, скверов, бульваров, терренкуров и набережных площадью 1900 га. В Анапе сохранены территории для детского отдыха вдоль Пионерского проспекта.

«Следует отметить уникальность Краснодарского края, которая заключается в его сельскохозяйственном потенциале: в Сочи это субтропическое земледелие и чаепригодные территории; в Анапе — виноградопригодные земли и виноделие; в Геленджике, помимо виноделия, также фруктовые сады. В целях сохранения, возрождения и развития земледелия из границ населенных пунктов исключено и, соответственно, возвращено в земли сельскохозяйственного назначения более 7000 га», — добавила Ольга Друзина.

В Новороссийске, где обновленный генплан планируют принять до конца 2024 года, из границ населенных пунктов исключат 2 тыс. га ценных сельхозугодий для предотвращения их застройки, сообщал мэр города Андрей Кравченко.

Создание современного высокоэффективного агропромышленного комплекса легло и в основу генплана Геленджика. «Генеральным планом определена стратегия градостроительного развития городского округа до 2040 года. Отличительной особенностью градостроительной стратегии Геленджика можно смело назвать возможность разнонаправленного развития территории», — рассказал глава Геленджика Алексей Богодистов.

Что поможет городам сохранить исторический облик

Юг с точки зрения исторических поселений и городов — уникальная территория с самой высокой в стране концентрацией памятников архитектуры и археологии, полагает вице-президент Союза архитекторов РФ заслуженный архитектор РФ Олег Козинский. «Здесь много городов, которым присвоен статус исторических поселений. В Краснодарском крае их 5, в том числе Краснодар и Сочи», — комментировал он.

Территории, попавшие в границы исторического поселения, имеют особый регламент использования. Для них устанавливаются общие требования к объемно-планировочным решениям, требования по цветовому оформлению фасадов, вариантам отделки, проценту остекления, длине и проценту застройки фасадов вдоль улиц и многое другое, пояснил руководитель департамента архитектуры и градостроительной политики Краснодарского края Илья Поздняков. Также регламент исторического поселения учитывает возможность реновации исторического центра Краснодара.

«Мы обязательно когда-нибудь к ней (к реновации) придем, но для этого должны созреть и инвесторы, и жители. Возможно, перенос части нагрузки с исторического центра в новый район города этот процесс немного ускорит. Город — довольно сложная структура, где все процессы плотно взаимосвязаны, поэтому не исключаю, что ряд градостроительных решений, принятых сегодня, позволит приступить к реновации более эффективным и щадящим способом», — сообщал он «Ъ-Кубань».

Еще один механизм, недавно закрепленный в Градостроительном кодексе РФ, — возможность внедрения требований и процедуры согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО).

«В крае уже появились города, которые этот механизм внедрили, и скоро у нас появится первый опыт его реализации. Рекомендации по созданию новых объектов капитального строительства направлены во все муниципалитеты. Сейчас на базе этих рекомендаций в том числе корректирует свои градостроительные документы и Краснодар. До конца года, мы полагаем, будет новый документ, дополненный механизмами АГО», — прокомментировал Илья Поздняков.

В целом, по его словам, обновленные генпланы определили вектор развития городов и стали опорой для муниципалитетов в его реализации.

«Благодаря генпланам, в Анапе, Геленджике и других городах появились новые инвестиционные площадки для строительства гостиниц и санаториев вместо зон жилой застройки. А на побережье Черного и Азовского морей установлен запрет на строительство жилья в 500-метровой зоне, за счет которого многократно вырос объем инвестиций в курортную отрасль. Вместо 25 млрд руб. в 2019 году — почти 500 млрд руб. в 2023-м. Для городов материковой части региона это, безусловно, поменяло правила игры. Мы зафиксировали большое количество новых объектов местного значения: детские сады, школы, парки, новые дороги. Благодаря жесткой позиции власти сейчас от документов не отступаем. Поэтому каждый новый проект планировки, который заходит на рассмотрение, учитывает положения генерального плана и отражает все эти объекты в привязке к земельным участкам. Общий приоритет — выполнение стратегических задач края, таких как развитие туризма и сельского хозяйства», — отметил Поздняков.

Автор: Наталья Радчук

От первого лица Стройке нужна инфраструктура
Содержание
Закрыть