От первого лица , Кавказ ,  
0 

Роман Соин: «Выдача поручительств на Дону вырастет в ближайшие 2-3 года»

Фото: РБК ТВ Юг
Фото: РБК ТВ Юг
Директор НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» Роман Соин рассказал, как малый и средний бизнес отреагировал на санкции и какие ниши оказались наиболее перспективными для развития после ухода зарубежных игроков

Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ и телеканал «ДОН 24», который входит в состав крупнейшего медиахолдинга Ростовской области АО «Дон-медиа», запустили проект «Взлетная полоса». Новый проект — это серия телевизионных интервью с представителями региональной власти, в рамках которых зрителям расскажут о точках роста донского региона. Проект выходит на двух площадках: в ростовской студии с гостями общается ведущая телеканала «ДОН 24» Анна Глебова, из краснодарской студии — в эфире ведущий РБК ТВ Юг Станислав Бандурка.

Анна Глебова: В 2022 году гарантийный фонд Ростовской области выдал поручительства на сумму более 8 млрд руб. Это значительно больше плановых показателей. С чем вы связываете такой рост спроса?

— На самом деле эта сумма финансирования была привлечена под поручительство, там более 8 млрд руб. В прошлом году мы выдали 4,25 млрд руб. поручительств.

Мы помним февраль прошлого года, начало СВО, антироссийские меры, которые были приняты западными странами. Наше правительство разработало ряд антикризисных мер, которые в итоге спровоцировали бизнес на рост. Конечно, предприятия малого и среднего бизнеса хотели минимизировать риски и больше обращались за поручительством в региональные гарантийные организации.

Подобная тенденция наблюдалась во всех регионах страны. Тут уже был вопрос в том, кто больше готов к такому объему заявок, к такому наплыву. Были разработаны алгоритмы автоматизации рассмотрения заявки — более упрощенное рассмотрение заявок без потерь и качества. Все это дало свои плоды и позволило нашей области по итогам прошлого года занять третье место по объему господдержки со стороны РГО (региональных гарантийных организаций).

По большому счету, это не только работа коллектива гарантийного фонда, это работа в целом экономического блока регионального правительства. Те нововведения, которые мы разрабатывали и предлагали учредителю и нашим руководящим органам, они были оперативно приняты, и мы смогли их оперативно внедрить в свою деятельность.

Станислав Бандурка: Вы также отмечали, что в прошлом году более 50% обратившихся в фонд организаций работают в оптово-розничной торговле и доля сельхозпроизводителей составляла 28%. Как в текущем году изменилась структура организаций, обратившихся в фонд, если мы говорим о видах деятельности?

— Само по себе процентное соотношение бизнеса, который есть в Ростовской области, оно так или иначе не меняется. Да, у нас исторически сложилось, что порядка 50% всего бизнеса занимается торговлей. Соответственно, имеется прямая зависимость от того, кому мы выдаем эти поручительства. У нас 50% — это субъекты МСП, которые занимаются оптовой и розничной торговлей.

Сельское же хозяйство — зависимости от природных условий. А потому бизнес чуть больше либо чуть меньше обращается за поручительством гарантийного фонда. В прошлом году это было 28%, а в текущем это примерно тот же самый процент. Промышленности стало чуть больше, но есть сокращение в сфере услуг. Я думаю, что мы в ближайшие два-три года превысим рост, который у нас был в допандемийный период. Потому что наш бизнес развивается семимильными шагами.

Анна Глебова: Как на ситуацию повлияли санкции, стали ли они взлетной полосой для бизнеса?

— Есть ряд предприятий, которые начали заниматься тем видом деятельности, который был «занят» западными организациями. По сути, эти организации можно было назвать монополистами. У нас очень активно начинали делать беспилотные летательные аппараты, некоторые предприниматели производят беспилотные летательные аппараты для сельского хозяйства. Несколько лет назад это было такое ноу-хау, когда сельхозтоваропроизводители начинали опрыскивать свои поля с помощью дронов. Но всегда кто-то смотрел на это как на какую-то диковинку. Действительно, наш бизнес ищет новые ниши, и я думаю, что он со временем будет занимать лидирующие позиции не только в России, но и на мировом рынке.

Станислав Бандурка: Гарантийный фонд Ростовской области существует уже 14 лет. По вашему опыту, по опыту общения с коллегами, как бизнес реагировал на деятельность фонда тогда, как он реагирует сейчас? Можем ли мы сказать, что сегодня бизнес с большей готовностью идет за поручительствами, чем 14 лет назад?

— Безусловно. Мы открылись в 2009 году, и бизнес вообще не понимал, что это такое. Что это за гарантийный фонд и почему ему должны комиссионное вознаграждение платить. То есть у бизнеса было действительно двоякое впечатление и реакция. Но информационная деятельность, которая была проведена не только гарантийным фондом, но и региональным правительством, она дала свои плоды. Грубо говоря, сейчас у нас 175 тыс. предпринимателей. За прошлый год мы выдали почти 1 тыс. поручительств. В этом году планируем выдать даже чуть больше. Бизнес уже чуть больше о нас знает и понимает, что гарантийная поддержка — это действительно та поддержка, которая ему необходима.

Раньше стоимость поручительства у нас была 2% годовых, хотя с точки зрения федерального законодательства она могла доходить до 3%. Мы пошли по пути снижения стоимости, и министерство экономического развития Ростовской области нас поддержало. Мы снизили поручительство до 0,5%, и для бизнеса это стало ощутимым подспорьем. Понятно, что у нас были льготные категории заемщиков, для которых и раньше была стоимость 0,5%, но, когда мы для всех сделали 0,5%, бизнес оценил это и с большим доверием с нами работает.

Нужно говорить о том, что и банки не всегда знают о деятельности гарантийных фондов. Потому что мы работаем с ключевыми федеральными банками, и среди наших партнеров есть региональные банки, которые когда-то по каким-то причинам не работали с гарантийным фондом.

Станислав Бандурка: Вы озвучили много количественных показателей, отражающих именно вашу работу, а вы как-то оцениваете свой вклад именно в экономику региона? Есть ли какие-то критерии, по которым этот вклад можно оценить?

— Будем откровенны: бизнесу все равно, на какой объем гарантийный фонд выдал поручительства. Бизнесу интересен тот объем финансирования, который он привлек. И соответственно, какое количество поручительств мы выдали. Потому что можно выдать, к примеру, 10 поручительств по 100 млн руб. и говорить: «Какие мы хорошие, мы выдали поручительства на миллиард». А можно выдать сто поручительств по 10 млн руб., помочь большему количеству субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответственно, за каждым субъектом МСП стоят люди, семьи. То есть это действительно очень серьезная социальная работа.

По итогам полугодия я анализировал данные, и получилась интересная статистика: примерно каждый 25-й рубль, который был привлечен малым и средним бизнесом в экономику региона, это был рубль, который был предоставлен с помощью гарантийной поддержки.

Много это или мало? Ну, глобально 4% — это не так уж много. Я думаю, что тот бизнес, который получил поддержку, он не согласится с тем, что это мало.

Решения Mind Simulation: как Кубани стать Кремниевой долиной России
Материалы выпуска
От первого лица «Культурные проекты стали инструментом для развития учреждений Дона»
От первого лица Евгений Полуянов: «На Дону вырос спрос на экспертов по кибербезопасности»
От первого лица Савельев:«Промпредприятия Дона в 2023г. отгрузили продукцию на ₽700 млрд»
От первого лица Сергей Бодряков: На казачье образование на Дону в 2024г. выделят ₽690 млн
От первого лица Рустам Абдуллаев: инноваторы Дона в 2022г. получили 500 млн руб. грантов
От первого лица Яна Куринова: На Дону растут объемы господдержки бизнеса и число ИП
От первого лица Дмитрий Репка: Донские гибриды смогут заместить импорт в ближайшие 3 года
От первого лица Роман Соин: «Выдача поручительств на Дону вырастет в ближайшие 2-3 года»
Решения Mind Simulation: как Кубани стать Кремниевой долиной России
От первого лица Villa Verde: Конкуренция среди ресторанов Краснодарского края будет расти
Компетенция Шеф-повар Иван Мандрик: Работе в общепите нужно учить целенаправленно
Инструменты РБК Юг и Business FM запустили проект о бизнесе «Взлетная полоса»
Содержание
Закрыть