От первого лица , Кавказ ,  
0 

Рустам Абдуллаев: инноваторы Дона в 2022г. получили 500 млн руб. грантов

Фото: РБК ТВ Юг
Фото: РБК ТВ Юг
Гендиректор Агентства инноваций Ростовской области Рустам Абдуллаев рассказал, с какими сложностями сталкиваются инновационные предприятия Дона на освободившихся нишах, и что станет точкой роста экономики региона будущем

Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ и телеканал «ДОН 24», который входит в состав крупнейшего медиахолдинга Ростовской области АО «Дон-медиа», запустили проект «Взлетная полоса». Новый проект — это серия телевизионных интервью с представителями региональной власти, в рамках которых зрителям расскажут о точках роста донского региона. Проект выходит на двух площадках: в ростовской студии с гостями общается ведущая телеканала «ДОН 24» Анна Глебова, из краснодарской студии — в эфире ведущий РБК ТВ Юг Станислав Бандурка.

Анна Глебова: Организация, которую вы возглавляете, создана для поддержки бизнеса и инноваций. Какие есть направления вашей работы?

— Наша деятельность выражается в нашей миссии. Миссия заключается в том, чтобы самые смелые инновационные решения и идеи воплотить в жизнь. Чтобы реализовать нашу миссию, у нас есть ряд направлений, ключевыми из которых являются помощь в получении мер финансовой поддержки на развитие инноваций, помощь в подборе и поиске партнеров для развития инновационных проектов и внедрение наилучших управленческих технологий в бизнес и производственные процессы. Эти три ключевые направления обеспечивают, по большому счету, закрытие всех проблемных вопросов для развития инновационных проектов. Если говорить про грантовые поддержки, как получить гранты, то самый простой способ — это прийти к нам, в Агентство инноваций, где мы окажем соответствующие консалтинговые услуги.

На самом деле в нашей стране существует очень много разных грантовых программ на федеральном уровне, и в них не всегда легко разобраться, если нет опыта работы с грантами. К слову, на крупных предприятиях Ростовской области есть специальные отделы, которые занимаются работой с мерами государственной поддержки. Чтобы как раз реализовать свою функцию института развития, мы позволяем сократить путь от необходимости до получения гранта. Если говорить про это конкретно, то самый распространенный инструмент — это грантовая поддержка Фонда содействия инновациям, с точки зрения масштабности их деятельности. Потому что для микропредприятий и малых предприятий этот фонд оказывает огромную поддержку. Это большой спектр инструментов, начиная от популяризации инновационной деятельности со школьной скамьи, заканчивая серьезными проектами с поддержкой до 50 млн руб. на коммерциализацию прав интеллектуальной собственности, патентов и так далее. То есть вывод инновационной продукции на рынки.

В прошлом году благодаря в том числе и нашей консалтинговой поддержке инноваторы Ростовской области получили почти 500 млн руб. в виде грантов. Это безвозвратные средства на реализацию проектов. Средний грант — это где-то 10-15 млн руб. В прошлом году более 160 компаний, инновационных проектов, получили такую поддержку. И мы очень гордимся этой цифрой, она каждый год растет. Для нас стоит задача каждый год увеличивать эту поддержку, потому что это такой серьезный ресурс не внутри региона — федерального уровня, который позволяет инвестировать по сути в инновации. Есть другие фонды, которые тоже реализуют грантовые поддержки инноваций, но они уже нацелены на очень крупные компании. То есть там гранты доходят до 250 млн руб. И мы тоже помогаем крупным компаниям получить эти гранты.

Станислав Бандурка: Насколько велик спрос предпринимателей региона на участие в нацпроекте «Производительность труда» и насколько нацпроект успешно реализуется в Ростовской области?

— Повышение производительности труда — это задача национального масштаба. Поэтому в 2018 году был создан одноименный национальный проект по повышению производительности труда. Ростовская область вошла в этот проект с 2019 года. На базе нашего Агентства был создан соответствующий центр, который реализует программу. Изначально она была задумана для предприятий с выручкой от 400 млн руб. Но потом, когда мы увидели, что программа интересна и востребована, имеет хорошие результаты, то губернатор Ростовской области принял решение масштабировать этот процесс за счет региональных средств из бюджета региона, сделать его доступным для предприятий с выручкой от 100 до 400 млн руб. Таким образом, мы расширили количество предприятий, которые могут участвовать в проекте. Сейчас у нас более 160 предприятий либо уже закончили этот процесс и продолжают его реализовывать, либо участвуют в нем. Может быть, цифра кажется небольшой, но если посмотреть на выручки этих компаний, то они занимают значительную долю всей промышленности.

Мы ожидаем, что эффект от нашей программы будет колоссальный, потому что он создает целую культуру изменений, новый подход в организации управления производством. Многие предприятия, увидев выгоду от этого проекта, обращаются к нам на коммерческой основе вне проекта и бюджетного финансирования. Это подтверждает эффективность нашей работы. В среднем, прирост производства после наших программ составляет 30%.

Анна Глебова: С какими сложностями сталкиваются донские бизнесмены, когда заходят на ниши ушедших с территории РФ иностранных организаций, и как правительство Ростовской области помогает преодолевать эти сложности?

— В качестве такой аллегории приведу интересный факт. У китайцев есть иероглиф, означающий кризис. И этот иероглиф составной. Он состоит из двух иероглифов — «опасность» и «возможность». Мне кажется, эту сущность кризиса и вызова, который стоит перед нашей страной, он довольно ярко иллюстрирует. Да, действительно, после усиления санкционного давления на нашу страну возникли возможности занять те ниши, о которых вы говорите. Но, с другой стороны, наши компании и сами встроены в международную цепочку производства, в международные кооперационные связи, в международную систему разделения труда. Чтобы выпустить лучшую в мире продукцию, надо использовать лучшие в мире комплектующие, оборудование и технологии. Ни одна страна в мире не может по-другому развиваться. Нет стран, которые абсолютно все сами производят — это невозможно, либо это будет продукция соответствующего уровня и качества. Получается, что с одной стороны у нас есть возможности, с другой стороны у предприятий возникли серьезные проблемы с поставками комплектующих из недружественных стран, с отгрузками, которые они должны были по контрактам обеспечить.

Честно говоря, многие компании пребывали в состоянии шока, неопределенности, что делать дальше. В ответ на это Минэкономразвития предложило в режиме открытого диалога собраться всем на площадке, эту ситуацию проговорить и найти решения, выходы из нее. На эти мероприятия собирали компании, органы власти, институты развития, вузы. На площадке мы выясняли, какие существуют проблемы по отраслям и смотрели, какие проблемы могут быть решены государством. Соответствующая информация доводилась до органов власти, до лиц, принимающих решения. Какие-то предложения транслировались на федеральный уровень и были приняты, услышаны своевременно. Там же предприятия делились опытом, как они решили проблемы. Были яркие примеры, когда руководитель какого-то предприятия вставал и говорил, что «все пропало, мы не знаем, что делать». И тут вставал другой руководитель, говорил, что «мы эту проблему решили так-то и так-то». Через эту коммуникационную сессию у нас прошло около 700 предприятий.

Станислав Бандурка: Можем ли мы прогнозировать, что будет с экономикой Ростовской области в ближайшие годы, и какие отрасли будут точками роста для экономики?

— Мы можем говорить, скорее, о предпосылках развития. И мы видим, что есть основа, есть фундамент для развития нашей страны и нашего региона. И он действительно воодушевляющий.

Мы в процессе нашей деятельности общаемся в основном с малыми и средними предприятиями, и видим, что в 1990-2000-х годах родилось целое поколение эффективных, высокотехнологичных, абсолютно конкурентоспособных, динамично развивающихся предприятий. И все надежды на будущее России с точки зрения технологического суверенитета, экономического суверенитета, мы связываем с ними. Почему? Потому что эти предприятия с 10-летней, 20-летней историей своего существования подтверждают, что они рентабельны. Чтобы дальше развиваться, они должны перейти на другую, более эффективную систему управления. Она уже эволюционно создана, адекватна и вполне результативна для малых предприятий. Но для того, чтобы они стали национальными лидерами, надо перестраивать систему управления.

В разговоре руководители предприятий очень часто хвастаются, что мы никаких кредитных средств не брали, государственной поддержкой мы не пользовались, мы своими силами развиваемся. Да, это тоже способ, но для того, чтобы был взрывной рост, чтобы можно было выйти на национальный и мировой уровень, такой способ развития очень ограничен и бесперспективен. То есть, им надо научиться работать с заемным капиталом, с инвесторами, с акционерным капиталом, работать на открытых биржах, площадках. Я считаю, что потенциал заложен в самих предприятиях, в их развитии.

От первого лица Яна Куринова: На Дону растут объемы господдержки бизнеса и число ИП
Материалы выпуска
От первого лица «Культурные проекты стали инструментом для развития учреждений Дона»
От первого лица Евгений Полуянов: «На Дону вырос спрос на экспертов по кибербезопасности»
От первого лица Савельев:«Промпредприятия Дона в 2023г. отгрузили продукцию на ₽700 млрд»
От первого лица Сергей Бодряков: На казачье образование на Дону в 2024г. выделят ₽690 млн
От первого лица Рустам Абдуллаев: инноваторы Дона в 2022г. получили 500 млн руб. грантов
От первого лица Яна Куринова: На Дону растут объемы господдержки бизнеса и число ИП
От первого лица Дмитрий Репка: Донские гибриды смогут заместить импорт в ближайшие 3 года
От первого лица Роман Соин: «Выдача поручительств на Дону вырастет в ближайшие 2-3 года»
Решения Mind Simulation: как Кубани стать Кремниевой долиной России
От первого лица Villa Verde: Конкуренция среди ресторанов Краснодарского края будет расти
Компетенция Шеф-повар Иван Мандрик: Работе в общепите нужно учить целенаправленно
Инструменты РБК Юг и Business FM запустили проект о бизнесе «Взлетная полоса»
Содержание
Закрыть