Как вбирает в себя особенность терруаров лоза, так и винодельни впитывают опыт истории, находя свои ценности и путь развития. Как компания прошла путь от виноградарского хозяйства до крупной винодельни, что стало переломным моментом в развитии компании и почему на Кубань решили перенести французский флер РБК+Юг и Северный Кавказ рассказал первый генеральный директор «Шато де Талю» Андрей Скок.
Как винодельню назовешь…
Один из смыслов названий винодельни происходит из слов французского происхождения. «Шато» (Château) в узком смысле означает загородный дом с винодельней, или дворцово-парковый ансамбль, или поместье, где традиции виноделия передаются из поколения в поколение, и «Талю» (Talus), что относится к месторасположению. В таком случае «Шато де Талю» расшифровывается как «замок на склоне» или «замок на обрыве».
Другой смысл названия хозяйства носит более личный и ценный смысл. «Талю» является акронимом, составленным из первых слогов имен дочерей инвестора: Татьяна и Любовь. Этот выбор символизирует отношение к процессу виноградарства: как и воспитание детей, выращивание винограда требует столько же любви, внимания и времени.
От лозы до сада
ООО «Шато де Талю» было создано в 2005 году с нуля, и изначально предприятие только выращивало виноград, продавая его винодельням. Первые виноградники заложили в марте 2007 года — тогда для реализации проекта провели масштабные исследования почв: бурение, анализы, консультации с Северо-Кавказским федеральным научным центром садоводства, виноградарства, виноделия, а также с французскими поставщиками саженцев.
В тот год на Толстом мысе заложили первые 35 га виноградников. Сорта, которые прижились на новом месте, были «каберне совиньон», «мерло», «каберне фран», «шардоне» и «совиньон блан». Молодые французские лозы привезли из питомника Jean-Guy&Bruno Arrive, расположенного между провинциями Коньяк и Бордо. Работы на виноградниках консультировал руководитель питомника Жан-Ги Арриве.
Годом позже, в 2008 году, началось освоение участка возле сел Виноградное и Марьина Роща у подножия Маркотхского хребта. Здесь появились новые для хозяйства сорта: «сира», «семильон», «мускат».
В 2011 году было принято решение включить в план посадок винограда автохтонный сорт «красностоп», который высадили в 2012 году. Затем к нему добавился второй автохтон — «саперави».
За последние три года количество сортов в шато выросло с 10 до 14. Коллекцию пополнили «вионье» и три ронских сорта — «сенсо», «марселан» и «каладок».
Остаться на плаву
Самым трудным периодом для «Шато де Талю» стал июль 2012 года, когда Геленджик пережил сильный потоп. В результате стихии виноградникам был нанесен значительный ущерб: в результате шквальных, обильных осадков произошла сильнейшая эрозия почвы, и многое пришлось срочно восстанавливать. Работы заняли около трех лет.
«Именно после этого происшествия было принято стратегическое решение строить завод на Толстом мысу, а не в районе поселка Виноградное, как планировалось изначально. При этом мысли отказаться от строительства винодельни никогда не возникало», — отметил Андрей Скок.
Строительство завода
Строительство винодельни началось в 2016 году, а из урожая 2019 года получились первые вина коллекции «Шато де Талю», сделанные на собственных мощностях. Решение о строительстве собственной винодельни было продиктовано в первую очередь тем, что только продажа винограда оказалась экономически невыгодна.
Главная цель всего проекта заключалась не просто в выращивании сырья, а в производстве собственного вина. Таким образом, создание винодельни стало необходимым.
Стремясь создать вино, которое бы не уступало мировым стандартам, к оснащению завода подошли с ответственностью и при выборе оборудования ориентир сделали на признанных лидерах в этой области: емкостной парк приобрели в Италии, а все остальное оборудование — во Франции. Логичным продолжением такого подхода стал и выбор методов производства.
«Винодельня сделала ставку на классический, изучив опыт французских коллег и постаравшись с максимальной эффективностью перенять его. Именно поэтому сейчас на винодельне используют дубовые бочки из Франции для выдержки и применяют гравитационное виноделие, которое позволяет бережно обращаться с продуктом переработки винограда», — поясняет спикер.
Флер Франции
Французская тематика винодельни прослеживается как во внешнем облике зданий, так и в ее наполнении.
«Концепция «Шато де Талю» изначально строилась на стремлении к международным стандартам качества, и поскольку мировое виноделие ориентируется на французские каноны, то на российской земле решили создать продукт, соответствующий этим высоким требованиям. Для этого привлекли ведущих зарубежных специалистов, чей опыт стал ключевым», — поясняет Андрей Скок.
Сотрудничество легло в основу концепции «двух душ» вина: зарубежной экспертной и русской, отражающей особенности терруара. С момента основания винодельни идея остается неизменной: компания продолжает следовать выбранному направлению, интегрируя и адаптируя международный опыт для формирования уникального стиля, где классическая школа гармонично сочетается с особенностями местности.
Так, на участке возле сел Виноградное и Марьина при создании виноградников вдохновлялись Бургундией. Саженцы обнесли стенкой и среди насаждений поставили крест. Считается, что крест защищает поле от неурожая. Так как на момент освоения земельного пула было довольно мало предложений по закупке саженцев «красностопа», учитывая ограниченное количество, стенами специально обозначили участок, где растет автохтон, чтобы выделить его из общей массы французских саженцев. Это позволяет защищать виноград от невзгод.
Замок и сокровища
Одна из особенностей винодельни — замок Шато де Талю в стиле французского шато. Строительство архитектурного ансамбля в версальском стиле началось в 2017 году и завершилось к 2020 году. Хотя производство вина на собственном заводе было запущено уже в 2019 году, сам замок потребовал больше времени для завершения.
«Это связано с тем, что капитальное строение, его внутреннее убранство, отделка, расположение и зонирование требовали более глубокого осмысления и подхода. В результате внутренние работы заняли почти столько же времени, сколько и само строительство здания», — поясняет Скок.
Сегодня на втором этаже замка расположены два дегустационных зала — «Блан» и «Руж», которые получили свои названия в честь белых и красных вин. Иногда залы перестраивают в тематические пространства для проведения камерных мероприятий или свадебных торжеств.
Сокровище замка — музей с полным собранием вин «Шато де Талю» и редкими тиражами французского хозяйства «Шато Мутон Ротшильд».
Через тернии к лозам
Винодельня является относительно молодой, а значит, история еще впереди. В будущем «Шато де Талю» планирует сосредоточиться на двух ключевых направлениях: создавать новые сортовые вина и бленды, а также развивать эногастротуризм.