#6 Журнал РБК+Юг, 20 июня 2023
Рыночный расклад , Кавказ ,  
0 

Бизнес Ростовской области распробовал культурный код

Фото: архив этнографического музея «Тихий Дон»
Фото: архив этнографического музея «Тихий Дон»
На волне растущего патриотизма бизнес Дона стал включать в свои проекты культурные мотивы региональной идентичности. По мнению экспертов, тренд, в котором не последнюю роль играет казачество, будет наращивать обороты

Свыше 3 млн туристов посетили Ростовскую область в прошлом году. По оценкам экспертов, въездной туризм региона имеет значительный потенциал роста благодаря возросшему транзитному потоку туристов, направляющихся на черноморское побережье. Это стало мощным стимулом для бизнес-сообщества к развитию новых туристических проектов и переупаковке имеющихся под брендом региональной идентичности.

Казачьи мотивы

Один из основных запросов приезжей аудитории идет на культурный код казачества, которое всегда ассоциировалось с Доном.

«Казачество — это всегда диковинка для гостей, которая их привлекает и «задерживает» в регионе. Моя компания принимала участие в разработке туристического бренда Ростовской области «Вольный Дон» с целью осмысленного координированного продвижения нашей донской идентичности для целевой внешней аудитории. И могу сказать, что сейчас в стадии реализации сразу несколько проектов в сфере гостеприимства, которые будут строить свое основное предложение исходя из локальной идентичности донских традиций», — рассказал эксперт по территориальному маркетингу Алексей Матвеенко.

По его словам, местный колорит в первую очередь берут на вооружение туристические компании, сфера гостеприимства и ресторанный бизнес, а также компании специализирующиеся на сувенирной продукции и организации событийных мероприятий.

То, что в регионе есть большой запрос на развитие проектов, связанных с казачьей культурой, подтверждает и генеральный директор «ТКФ «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.

«Казачество — интересный культурный феномен, поскольку сами казаки из образа разбойников за пару столетий превратились в некую элиту, которая сыграла важную роль в исходе войны с французами, а затем и в Великой Отечественной войне. Это высокообразованные люди со своими богатыми традициями и ценностями. Мы специально делали тур под эту историю заточенный, рассказывали о том, как развивалось казачество. Сегодня на волне патриотизма на это есть запрос, в особенности для школьных форматов», — отметила Нечепаева.

По словам экспертов, удачным примером среди туристических проектов с донским культурным акцентом можно назвать этнокомплекс «Кумжа» под Ростовом. Еще один молодой проект регионального масштаба — хутор Старозолотовский и этнографический музей «Тихий Дон».

«Развивающийся внутренний туризм в Ростовской области дал толчок. Стали приезжать туристы не только с донского края и соседних регионов, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Свою роль в этом сыграл и растущий интерес к казачеству, тот факт, что <...> можно абсолютно точно прикоснуться к его истории, потрогать вещи, использовать их в быту, интерактивность», — рассказала директор этнографического музея «Тихий Дон» Лариса Егупова.

Гастрономический потенциал

По мнению экспертов, казачество и донской регион в целом может также иметь выгодную репрезентацию в гастрономической сфере. Как отметила Татьяна Нечепаева, это можно делать через организацию гастрономических фестивалей, где бы проводились мастер-классы с традиционной кухней, так как кухня имеет неотъемлемую связь с культурой быта.

С этим согласен и Алексей Матвеенко, по словам которого ресторанный бизнес давно эксплуатирует эту тему, как через точечные проекты, так и целенаправленно фокусируясь на локальных продуктах и местных блюдах. При этом, по его мнению, именно в этой сфере тренд только набирает обороты.

«Привычка гордиться своими корнями вошла в нашу жизнь сравнительно недавно. Я бы сказал, что тренд культурной идентичности только набирает обороты. И этот вектор мне весьма импонирует, в индустрии гостеприимства особенно, ведь это самый простой и приятный способ приобщиться к культуре. Еда — больше, чем набор продуктов, это история, география, социология», — прокомментировал шеф-повар ресторана «Онегин Дача» Игорь Савинов (ГК «Хорошие рестораны»). Он также добавил, что у донских гастрономических традиций огромный потенциал в контексте создания новых проектов сегмента HoReCa.

«У казачьей кухни много поклонников, а значит, запрос есть. Тут важно выбрать верный формат, чтобы получилась не «лубочная» картинка, а интересный авторский подход, основанный на добрых традициях», — подчеркнул Савинов.

Как добавил Алексей Матвеенко, удачно презентует историю края и винодельческий бизнес. Цимлянский черный — самый известный в России сорт винограда, из которого получают автохтонное вино, он же один из самых популярных сортов «казачьего винограда».

Автохтонным вином вдохновился и совладелец мастерской шоколада «Секрет радости» Павел Змеев.

Он отметил общий тренд на возвращение туризма и бизнеса к культурно-историческим корням, а также подчеркнул, что спектр ассоциаций с Ростовской областью намного шире, чем казачество.

«Мы видим три темы. Одна из них — это сам город с богатой архитектурой и улицами, засыпанными жерделой, которые нас вдохновили. После Сибири, когда ты видишь такое фруктовое богатство на асфальте, которое никому не нужно, впечатляет. Вторая тема — это богатство донских степей и все что с ними ассоциируется — хазары, курганы, скифы, золото. <...> Ну и автохтонное вино», — рассказал Павел Змеев.

Информационный обзор редакции

Практика Торговое соперничество: каким был бизнес в Екатеринодаре и Ростове в XXв.
Материалы выпуска
Компетенция Яна Куринова ― о перспективах развития креативных индустрий Дона
Инструменты Инновации в экономике: как наука влияет на экономику Северного Кавказа
Тенденции Ирина Даньшина: «Потребность в «мягкой силе» сегодня возрастает»
Практика Анастасия Столкова: «Социальные инициативы способны оздоровить общество»
Рыночный расклад Что ждет южнороссийских виноделов в 2023 году
Тенденции Сила воды: как развивается бальнеология на Юге и Северном Кавказе
Рыночный расклад Рис всему голова: ожидается ли дефицит крупы на Юге и Кавказе в 2023г.
От первого лица Ожидание и реальность отрасли сельхозтехники на Юге
Инструменты Частные инвестиции могут решить вопрос нехватки очистных на Юге и Кавказе
От первого лица Елена Сошникова: «Девелоперы Юга настроились на спрос»
Рыночный расклад Татьяна Фоменко: Апартаменты станут трендом рынка жилья на Юге
Тенденции Будущее стройки: как будет развиваться рынок недвижимости ЮФО в 2023 году
От первого лица Гамидова: Порт Махачкалы претендует на статус хаба коридора «Север — Юг»
Рыночный расклад Новые горизонты: что будет с туристическими инвестпроектами Юга в 2023г.
Практика Торговое соперничество: каким был бизнес в Екатеринодаре и Ростове в XXв.
Содержание
Закрыть