— Для решения логистических проблем в России рассматривается вопрос о развитии морского коридора «Север — Юг», частью этого маршрута должна стать Махачкала. На какой стадии данный вопрос находится в республике?
— Махачкалинский морской порт наращивает грузопоток и становится крупным хабом международного транспортного коридора «Север — Юг», который связывает Россию с Ираном, Индией, Китаем и другими странами Азии и Ближнего Востока.
Грузопоток морского порта в Дагестане растет с каждым днем, и развитие транспортного коридора становится все более актуальным в связи с антироссийскими санкциями. К 2030 году наша страна рассчитывает удвоить поток грузов.
Иран готов провести транспортный коридор через Махачкалу для импорта товаров из третьих стран в Россию и экспорта российской агропродукции. Кроме того, Иран и Азербайджан уже подписали меморандум об упрощении транзитных перевозок.
— Сообщалось, что на Каспии есть дефицит железнодорожных и автомобильных паромов, прорабатывался вопрос о строительстве необходимых судов. Как сейчас в республике развивается паромное сообщение?
— Организация паромных перевозок является наиболее значимым направлением развития Махачкалинского порта. В гавани создаются комфортные условия для импортеров и экспортеров, увеличиваются контейнерные перевозки, расширяется номенклатура грузов.
Планируется возобновить ранее действовавшее паромное сообщение с морскими портами Казахстана и Туркмении. В этом заинтересованы и представители Ирана. Также в дагестанской гавани имеются два специализированных причала для приема железнодорожных и автомобильных паромов. Осталось согласовать международные маршруты и найти грузоотправителей для организации их регулярной работы.
— В Дагестане активно развивается промышленность, создаются площадки, на которые могут заходить инвесторы. Планируется ли наращивать число индустриальных парков в регионе?
— Дагестан последовательно наращивает промышленный комплекс. Созданы такие индустриальные парки, как «Долина новых идей и технологий (Тюбе)» в Кумторкалинском районе; «Фотон» — в Махачкале; «КИП Пром Каспий», промпарк «Дагдизель» и «Кристалл Сити» — в Каспийске; «Эльдаг» — в Махачкале; «НогайПром» — в Ногайском районе. Создаются еще два, в Дагестанских Огнях и Махачкале.
Сейчас ведутся переговоры с четырьмя инвесторами о реализации инвестпроектов на территории парка в Дагестанских Огнях. Речь идет о строительстве завода по обогащению кварцевого песка для производства материалов строительной химии, создании производства сельскохозяйственной техники и сборки тракторов, а также тепличного комплекса площадью 4 га и асфальтобетонного завода.
— Какие еще приоритетные направления есть в промышленной отрасли Дагестана?
— Большое внимание уделяется агропромышленной деятельности. На ее базе развивается местная пищевая отрасль, которая сосредоточена на выпуске винодельческой, рыбной и консервированной продукции.
Что касается машиностроительного комплекса, в настоящее время он представлен в республике отраслями авиа— и судостроения, радиоэлектронной и электротехнической промышленностью, а также энергетическим машиностроением. Получило развитие производство автомобильных компонентов. Отрасль насчитывает более 30 действующих предприятий.