— Во время дискуссии «Цифровое поле: когда кибердеревня станет реальностью», состоявшейся на выставке «ЮГАГРО 2023», некоторые эксперты озвучили мнение о недостаточной цифровизации агропромышленного комплекса и ее замедлении разными факторами. Какие итоги обсуждения можете подвести вы?
— Основной вывод, который можно сделать — цифровизация уже пришла. Сейчас люди задаются вопросом не о том, будет она или нет, а по какому пути пойдет в АПК. Я согласен с коллегами, которые считают, что есть консервативность отрасли и некоторые трудности с точки зрения подключения новых пользователей. В первую очередь это касается малых и средних хозяйств. В целом же мы наблюдаем естественную эволюционную модель развития, которая прежде всего основана на эффективности бизнеса.
Это можно проследить на примере решений, внедряемых в том числе поле.рф. Например, это касается более эффективного привлечения средств, которое в офлайн-формате занимает достаточно много времени. Сейчас нет ни одного инструмента в офлайне, который может помочь аграриям привлечь денежные средства за 7 минут без посещений банка, обсуждений с менеджером и так далее. В свою очередь для агрария не всегда объем денежных средств так же важен, как скорость, с которой он их привлекает. Это стало отчетливо заметно в августе, когда чуть ли не по часам росла стоимость ГСМ. Аграрии обращались за финансовой помощью, но получали средства через несколько дней или даже недель.
Вторая насущная проблема — реализация урожая. Для ее решения поле.рф предоставляет прямые каналы продаж, минующие всех посредников и ненужные звенья. Благодаря этому аграрии могут выстраивать правильную эффективную логистику.
— Отмечается, что цифровизация наиболее активно проводится в крупных предприятиях, а малые хозяйства недостаточно вовлечены в этот процесс. Наблюдается ли этот разрыв и как он меняется?
—Нельзя разделять единый рынок, однако продукты для него должны быть разными. В ходе дискуссии мы обсуждали аналогичную проблему, суть которой заключается в том, что малые формы хозяйств не всегда могут правильно сформулировать техническое задание для работы с IT-платформами.
На наш взгляд, IT-платформа должна сама доходить до малых средних форм хозяйств, правильно формулировать задания и понимать проблематику бизнеса, прописывая эти решения в цифровой плоскости. Но они, как правило, сильно отличаются от решений для крупного бизнеса. Поэтому компаниям нужно стараться работать под разные сегменты.
Южный акцент
— Нередко говорят, что цифровизация разделена на две части: цифровизация техники и цифровизация в плане диджитализации бизнеса. В каком из этих двух аспектов наиболее продвинут Юг России?
— Когда мы говорим о цифровизации, неважно, о какой форме идет речь — главное, чтобы аграриям был понятен ее смысл и она была эффективной. Когда аграрии запускают дроны, им понятно, для чего это делается. Пользователи онлайн-площадок, в том числе поле.рф, также понимают их цель и эффективность — широкий выбор надежных поставщиков по разным направлениям сельхозтоваров. При этом мы ни в коей мере не настаиваем работать с тем или иным поставщиком, наша задача очень простая — создать максимальное конкурентное понятное предложение для того, чтобы пользователь нашей площадки мог выбрать наиболее интересное, правильное и эффективное решение в одном месте.
— Находясь на Юге, нельзя не сделать дополнительный упор на ЮФО и СКФО. На ваш взгляд, какими онлайн-инструментами охотнее всего пользуются аграрии этих регионов?
— Юг — это самый эффективный регион с точки зрения сельского хозяйства. С одной стороны, это большой плюс, а с другой стороны — это устойчивый консерватизм.
На рынке сейчас наступает довольно сложный момент, когда себестоимость растет, а цены доходят до минимума и останавливаются. И трудность заключается в том, что высокая маржинальность, которая всегда была на Юге, в какой-то степени мешала продвижению цифровизации, потому что аграрии не понимали, зачем внедрять диджитал-инструменты, если они и так зарабатывают.
Сегодня на Юге наблюдается колоссальный всплеск развития цифровизации, так как маржинальность сельского хозяйства сокращается, а возможности проигнорировать диджитал нет. Для решения проблем с рабочей силой, закупками, сложностями на рынке нужно что-то делать. Соответственно, сейчас уже пренебрегать цифровизацией, как это было 3-4 года назад, когда у всех была довольно-таки неплохая подушка безопасности и аграрии могли за счет этого лавировать, просто невозможно. Теперь необходимо внедрять эффективные инструменты, и, конечно же, те, кто начинают это делать раньше, получают определенные привилегии.
На примере нашей площадки мы видим рост транзакций в 20 раз год к году. Мы ожидаем, что в конце года этот показатель превысит 30 раз.
Когда кибердеревня станет реальностью
— Возвращаясь к началу нашего разговора, когда мы сможем прибавить к нашим хуторам, деревням и селам приставку «кибер»? Когда процесс цифровизации произойдет окончательно?
— Не нужно прибавлять к деревням приставку «кибер», нужно добавлять слово «эффективные», что намного важнее, так как это меняет подход сельхозпроизводителей, которые работают на селе. Потому что когда они начинают понимать оцифрованные результаты этого процесса, как правило, возникает огромная внутренняя благодарность. Когда аграрий работает через цифровые инструменты, он сохраняет ту часть персонала, которая нужна в течение всего года, потому что сезонные работы можно выполнить за счет цифровизации.
— Вы стали участником 30-й Международной выставки «ЮГАГРО». Какие впечатления выставка произвела на вас в этом году?
—На наш взгляд, «ЮГАГРО 2023» — это одно из самых правильных мероприятий, которые проводятся в нашей стране в течение года. Эта выставка собирает широкий пул экспертов и игроков рынка, погруженных в тематику сельского хозяйства. Это самая главная ценность выставки, так как все компании могут получить обратную связь от аграриев, улучшать свою работу и становиться эффективнее.
31-я Международная выставка сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО 2024» пройдет 19–22 ноября в Краснодаре в выставочно-конгрессном комплексе «Экспоград Юг». Узнать условия участия можно на официальном сайте выставки https://yugagro.org/.
Реклама, https://yugagro.org/ru/, 6+
Рекламодатель ООО «АйТиИ Экспо Интернешнл»