Два года назад в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) открылась кафедра «Креативные индустрии», которую возглавила народная артистка России Анита Цой. В эксклюзивном интервью она рассказала, почему на Дону чувствует себя как дома, каких результатов удалось добиться в образовательном проекте и почему перспективы творческих профессий неразрывно связаны с культурой и национальной самобытностью страны.
— Анита Сергеевна, расскажите, пожалуйста, с чем было связано ваше решение стать заведующей кафедры в ДГТУ и каких результатов удалось достичь?
— Десять лет назад при ДГТУ по инициативе ректора этого вуза Бесариона Месхи была создана музыкальная школа «Театр-студия “Браво”». Мы учили детей, проводили фестивали, ставили мюзиклы. Сегодня наши проекты — международный фестиваль «Имена России» и этнографический мюзикл «Ожерелье России» — знает вся страна, нас поддерживает Президентский фонд культурных инициатив и другие структуры. И все эти годы мы с командой живём одной большой мечтой — вырастить новое поколение творческих людей, которые не будут стесняться того, что они артисты и музыканты, а будут зарабатывать, будут чувствовать себя стабильно, защищенно и будут с гордостью рекомендовать своим детям свои же профессии.
В 2022 году мы сделали следующий шаг: открыли в ДГТУ кафедру креативных индустрий, чтобы выпускники нашей музыкальной школы могли продолжить обучение. Но спрос на профессии в этой отрасли оказался настолько высоким, а развитие кафедры — интенсивным, что мы пошли ещё дальше и решили создать в ДГТУ Институт креативных индустрий. Уже в сентябре 2024 года он заработает, а я его возглавлю. Мы понимаем, что к 2030 году должны обеспечить серьёзный объём выпускников, нам срочно нужны профессионалы, которые будут питать нашу страну творчеством, развивать искусство.
Согласно концепции развития креативных индустрий до 2030 года, господдержка позволит увеличить долю «творческого бизнеса» в экономике России почти втрое — с 2,2% до 6% ВВП, а количество занятых в отрасли — с 4,6% до 15%.
— Почему вы выбрали не столицу, а нашу Ростовскую область?
— Мне очень нравится на юге. Как представитель малых народов, проживающих на территории России, именно на Дону я чувствую себя как дома. Здесь уникальные условия: в регионе исторически много национальностей с их удивительно глубокой культурой, бытом, традициями, отношением к семье, дому, земле. Здесь дух другой у людей: он более сконцентрированный, а люди готовы в самых непредвиденных ситуациях или в ситуациях, которые требуют быстрого реагирования, именно так и действовать. Здесь все всегда готовы к прыжку. Ещё важно, что местные жители готовы своей душевной теплотой поделиться, принять, оказать помощь нуждающимся. Здесь более насыщенно, более богато, более талантливо и более живуче. Я думаю, что перспективы у региона серьёзные, и это показывает статистика во всех направлениях, в том числе в креативных индустриях.
— И тем востребованнее то, что вы сейчас делаете вместе с ДГТУ…
— Вы правы. Многие удивляются, мол, что я здесь забыла, ведь все стремятся в Москву. И у меня в столице есть много предложений. Но я прекрасно понимаю, что по ценности моя работа здесь намного важнее и нужнее. Я смотрю на лица местных преподавателей: сколько в их в глазах печали и разочарования, ведь уезжают их лучшие ученики, друзья и коллеги, с которыми они работали. Но те, кто остался, по-настоящему преданы своему делу, своей стране, они фанаты своей профессии. Это такой спокойный, фундаментальный, идущий от самого сердца патриотизм. Именно таких людей важно поддерживать. Вне зависимости от того, где ты находишься, чтобы добиться успеха, ты должен много трудиться, должен уметь приносить пользу не только своему кошельку, но и своей стране, а на это как раз готовы не все. Конечно, в Москве у меня очень много возможностей. И все эти возможности я стараюсь направить сюда, в этот регион.
— В России принят закон о креативных индустрий. Как вы оцениваете его?
— Очень хорошо, что сейчас начали законодательно поддерживать креативные индустрии, выделять гранты, на самом высоком уровне обсуждать проблемы отрасли. Выпустить 2 млн кадров к 2030 году — это очень амбициозная задача, прямо нервы щекочет. Но вырастить с нуля профессионалов, в которых нуждается индустрия, невозможно. Кроме того, сегодня мало дать готовый продукт или услугу, нужно учитывать изменения в потребительских предпочтениях. Поколение Z (родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы — прим. ред.) менее эмоционально, чем более взрослые люди, им не хватает эмоций. Сегодня рынок эмоций — это то, что должно работать. Мы должны суметь переквалифицировать кадры в этой сфере.
Выход из ситуации — это, конечно, магистратуры. Так, режиссёров и артистов полно, но в чистом виде они рынку не нужны. И нам нужно расширить рамки этих специальностей, дать дополнительные знания и возможности. Например, те же режиссеры могут создавать программы для внутреннего туризма. Это востребовано: люди хотят получать удовольствие и новые впечатления, за это они готовы платить. И нам нужно переквалифицировать специалистов креативных индустрий, чтобы они могли готовить такие проекты. Для этого вузам нужна свобода как в принятии решений по образовательным программам, так и по финансированию педагогических ресурсов.
— Наша команда много пишет про региональные бренды, модные стартапы, дизайнеров. Как вы считаете, какое будущее может быть у моды в России?
— Прекрасное будущее, и не только у моды. Российские дизайнеры за последние годы показали шикарный результат на мировых подиумах. Это совершенно новая концептуальная, интеллектуальная мода — ни Европа, ни Запад не могут устоять. Но важно, что и российский покупатель стал это понимать. Если раньше русская культура была обесценена, то сейчас люди с удовольствием покупают продукт с символикой своей страны. И этот тренд на «наше родное» просто душу рвёт на флаги. Это говорит вам кореец, который родился на русской земле, меня это очень трогает.
— Сделать российское модным внутри страны и во всем мире — насколько мы близки к этой цели?
— Главное — нам есть чем гордиться! Мы сейчас наблюдаем, как всё вокруг размывается: нации, культуры, религии. России с нашими ценностями, культурой и историей самое время диктовать свои тренды и поддерживать все страны, которые готовы сегодня сотрудничать. Например, у нас похожие ценности с Китаем. Мы в России не хотим размывать нашу культуру и традиции. Я называю это быть чистокровкой, иметь свою уникальность. И это станет самым дорогим трендом в креативных индустриях, причём во все мире.
Беседовала Марина Шеина