#5 Событие, 24 июня
Практика , Кавказ ,  
0 

Как звучит вино: фестиваль в Дербенте объединил искусство и энотуризм

Фото - Артем Пермяков, РБК Кавказ
Фото - Артем Пермяков, РБК Кавказ
В дагестанском Дербенте состоялся фестиваль современного искусства «Нарма». Свое название он получил от автохтонного сорта винограда, который выращивают только в этом регионе

На фестивале художники показали, как может сочетаться производство вина, история древнего Дербента и современное творчество.

Одним из организаторов фестиваля и одной из локаций стала винодельня «Дербент Вино», расположенная почти на самом берегу Каспийского моря и завершающая комплекс крепости «Нарын-Кала». На производстве активно развивают энотуризм, а проведение фестивалей привлекает большое количество гостей. В этом году «Нарму» посетили около 1 тыс. человек.

В заключительный день фестиваля на винодельне провели 20 экскурсий, в которые были включены как старые, так и новые объекты. На территории завода, у Северной крепостной стены, расположены арт-объекты из виноградной лозы, камня, металла и винных бутылок художника-архитектора Ника Белова, они символизируют процесс производства вина.

Как звучит вино

Из новинок на винодельне продемонстрировали три работы — мурал «Узел», аудиальную инсталляцию «Акратофор» и мультимедийный «Пальтар». Мурал создал художник Ян Посадский на одной из стен винодельни. Он сложен из картин, представляющих различные временные слои Дербента. На стене изображены деревянные бочки, советский домик агронома на горе Джалган, женщина, собирающая виноград, и караван Великого Шелкового пути.

В коньячном цеху гостям показали мультимедийную инсталляцию художника CASPIUM, представляющую трансформацию в цифровую среду традицию кубачинских пальтаров и ношения маски. В начале прошлого века в селе Кубачи существовал союз неженатых молодых людей, соблюдавших полную анонимность в том числе благодаря ношению войлочных масок с лаконичной раскраской. Первоначально основная функция подобных союзов была военной, но со временем пальтары трансформировались в персонажей кубачинского свадебного обряда, совершающих шуточные действия.

Фото - Артем Пермяков, РБК Кавказ
Фото - Артем Пермяков, РБК Кавказ

Аудиальная инсталляция «Акратофор» создана художником и куратором резиденции «Сильно», второго организатора фестиваля, Максимом Силенковым. Уличные емкости «Дербент Вино», наполненные виноматериалом, буквально звучат за счет создания специального механизма из электромагнитного толкателя, пластины металлофона и отпечатанного на 3D-принтере корпуса. Каждое из устройств крепится на корпус емкости и превращает сосуды в музыкальный инструмент. Мелодии, которые звучат от сосудов, олицетворяют ритуал винопития и производства вина.

Раскрывая Дербент по-новому

Если фестиваль привлек 1 тыс. человек, то в целом на винодельне по итогам 2024 года ожидают 16 тыс. туристов. Это в два раза больше, чем в прошлом году, когда «Дербент Вино» посетили 8 тыс. гостей, сообщили РБК Кавказ в компании.

Развитие энотуризма на винодельне помогает и всему Дербенту привлекать туристов. По словам замминстра по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Анны Безруковой, креативные индустрии создают новый образ региона.

«Когда возникают такие площадки и создаются такие проекты, на наш регион смотрят по-новому и сами жители, и сами туристы», – заявила Безрукова.

Проведение таких мероприятий способствует поддержке связи историко-архитектурного наследия Кавказа и современного искусства, что нравится туристам, отметил генеральный директор «Дербент Вино» Эмиль Омаров.

«Фестиваль «Нарма» — демонстрация этой кропотливой, но интересной работы. Мы видим, как это нравится туристам, посещающим Дагестан и местным жителям и планируем развивать арт-направление», — заявил руководитель винодельни.

Локации фестиваля были расположены и в других знаковых местах города. На территории крепости «Нарын Кала» для создания аудиовизуальной инсталляции Арсена Курбанова и Ильи Родионова было использовано подземное водохранилище VI века. Сгенерированное искусственным интеллектом изображение видоизменялось с помощью специального пульта. Импульсы через пульт мог задавать зритель. На экране вне зависимости от положения рычагов появлялись орнаменты народов Дагестана.

В Армянской церкви, которая сейчас действует как Музей ковра, представили звуковую инсталляция Георгия Робакидзе «Перекресток культур» с элементами интерактивного взаимодействия с аудиторией. Специальный фотоэлемент, расположенный около алтаря, реагировал на движение человека, создавая оригинальный звук.

Фото - Артем Пермяков, РБК Кавказ
Фото - Артем Пермяков, РБК Кавказ

После посещения всех локаций фестиваля, гости могли проследовать на площадку «Дербент Вино», послушать современную музыку в исполнении местных диджеев, поужинать и обязательно выпить бокал вина.

Информационный обзор редакции

Новости партнеров «Бизнес и точка» представили спецпроект «Место под солнцем» в Краснодаре
Содержание
Закрыть