Федеральные и региональные власти, бизнес и экспертное сообщество неоднократно говорили о существовании проблемы дефицита кадров. Ситуация привела к так называемой «зарплатной гонке» и перетоку работников из одного предприятия в другое. О том, как «Вагоноремонтный завод «Депо НТК» решил проблему текучести кадров, работает с молодыми кадрами и повышает эффективность труда, а также о стратегических планах развития федеральной сети предприятий, в интервью РБК+ Кавказ рассказал исполнительный директор компании Александр Безносов.
От школьной скамьи к рабочему месту
— Российская экономика вошла в новую реальность. Ее частью стал дефицит кадров, рекордно низкая безработица. Ни для кого ни секрет, что и промышленность испытывает дефицит рабочих. Насколько эта характеристика справедлива для вашего предприятия? Что планируете делать для решения этой проблемы?
— Мы испытывали нехватку персонала до определенного момента, где-то до 2024 года. Принято считать, что допустимая текучесть кадров составляет до 15%, но тогда мы достигли антирекорда в 38-40%.
Сегодня у нас достаточно большой социальный пакет для работников включающий в себя ДМС, материальную помощь, отдых как для сотрудников, так и для членов семьи.
Только в прошлом году мы повысили заработную плату на 25%, а по отдельным профессиям до 30%. Сегодня уровень заработной платы на нашем предприятии выше, чем в среднем по Невинномысску и Ставрополю. В Депо НТК доход работника выше на 10-15% в целом по отрасли.
Благодаря принятым мерам, мы добились снижения текучести кадров, не превышающей значения в 3%.
— Выстраиваете ли вы отношения с вузами и ссузами? Какая работа идет по привлечению молодых кадров?
— Да, для нас дети в приоритете! В большей степени мы работаем с ССУЗами. Нам на предприятие нужны выпускники с реальными компетенциями, способные решать практические задачи. Об этом мы задумались три года назад и начали активно приглашать их на стажировку и в дальнейшем трудоустраивать на предприятие. Через нас проходит очень много студентов. В начале доля студентов, которая трудоустраивалась после прохождения практики, не превышала 5-7%. К сегодняшнему дню мы достигли доли в 15%. Условно, если из 300 студентов 45 останутся у нас работать, то мы будем считать это хорошим результатом. Работаем с теми, кто хочет работать в команде и продолжить развиваться на нашем предприятии. К слову, практика оплачиваемая, студенты в среднем зарабатывают 50 тыс. руб. в месяц. Также оказываем помощь ССУЗам, направляем средства на закупку оборудования для обучения будущих специалистов. Ожидаем возвращение молодых специалистов из армии. Оплачиваемая работа на период практики дает возможность заинтересовать студента и в дальнейшем перейти на дуальное обучение.
Также в «Депо НТК» существует Совет молодежи, который объединяет активную и инициативную молодежь предприятия, готовую участвовать в общественной жизни предприятия и города. Целью Совета Молодежи является развитие и социализация молодых работников, их вовлечение в социальную, культурную и спортивную жизнь, а также решение корпоративных задач.
В дальнейшем мы планируем организовать взаимодействие со школами. Сейчас у нас проект «Инженерный класс» со школой № 5 г. Невинномысска и Химико-технологическим колледжем. Думаю, что нужно работать с детьми, начиная с 7-го класса. Их нужно вести со школьной скамьи к рабочему месту.
Считаю стратегически важным и перспективным формирование кадрового резерва. Запас потенциальных специалистов, которые владеют на высоком уровне всеми навыками, необходимыми для работы на вагоноремонтном заводе, позволит нам в стрессовых ситуациях минимизировать возможный ущерб, сохранять производительность, не перегружать других рабочих. Резерв формируется как из молодежи, которую мы воспитываем практически со школьной скамьи, так и из опытных специалистов.
Как невинномысское предприятие стало большой сеткой
— «Вагоноремонтный завод «Депо НТК» входит в группу компаний «Национальная транспортная компания», являющуюся одним из крупнейших железнодорожных операторов в России. Какую ответственность это накладывает на предприятие? Какой объем работ выполняет компания?
— История нашей компании началась в 2007 году. Тогда и родилось предприятие, выделенное из цеха «Невинномысского Азота», его назвали «Депо Еврохим», штат составлял около 30 человек. В 2013 году расширились компетенции по деповскому и капитальному ремонту и штат уже составил 360 человек. Также было обособленное подразделение в городе Новомосковск Тульской области. В таком виде компания работала до 2018 года. До того времени при мощности планового ремонта в 4,1 тыс. вагонов предприятие в среднем ремонтировало 2,3-2,5 тыс. вагонов. Фактически, мы были недозагружены.
Когда меня пригласили в «Депо Еврохим» в 2018 году, то я увидел большой потенциал и стал развивать предприятие. Сегодня мы владеем компетенциями практически любого ремонта, начиная от подготовки под погрузку и заканчивая плановым ремонтом и разделкой подвижного состава. В 2024 году мы стали сервисной компанией, оказывающей полный спектр услуг для операторского бизнеса. Сегодня на заводе работают около 800 человек, в состав компании входят 8 обособленных подразделений в семи российских регионах. Кроме планового ремонта, они занимаются промывкой цистерн, ремонтом запасных частей, а в Новомосковске еще производят ремонт колесных пар.
Нашей стратегией и главной целью считаем консолидацию всех вагоноремонтных предприятий в интересах оператора.
— Как вам удается осуществлять эффективный контроль за всеми подразделениями, разбросанными по другим регионам России?
— У нас централизованный контроль за всеми подразделениями. Все финансовые потоки, закупки, прием, увольнения и подбор персонала — все происходит в Невинномысске и консолидируется тут. Таким образом, мы можем контролировать себестоимость продуктов и услуг, эффективность и производительность труда. Также мы контролируем и своевременно направляем рекомендации в наши подразделения.
Ввозвращаясь к теме кадров, отмечу, что работники всех подразделений предприятия могут, при наличии желания, переезжать между городами нашего присутствия. Нашим работникам мы компенсируем затраты на переезд и съем жилья. Сотрудники могут менять места жительства и при этом сохранять рабочее место и не переживать о том, где и на что им жить.
Сеть «Вагоноремонтный завод «НТК» планирует вырасти вдвое
— Российская экономика уже находится в новой экономической реальности, живет в условиях высокой ключевой ставки Центробанка и дефицита кадров. Ключевые лица российской экономики заявляли о рисках рецессии и «переохлаждения». Как к новым условиям адаптируется ваше предприятие?
— В 2023 году мы провели ребрендинг. Уже сегодня приставку «Вагоноремонтный завод» убираем, называемся сервисной компанией ведущего железнодорожного оператора страны, развиваем компетенции по текущему внеплановому ремонту, рассматриваем строительство или покупку вагоноремонтных предприятий.
Мы сервисная компания операторского бизнеса, один из лидеров в своей отрасли, поэтому комфортно себя чувствуем. Завод имеет заказы. При этом, заказ на плановый ремонт состоит на 50% из вагонов группы компании, а еще на 50% из сторонних клиентов.
Вагоноремонт специально выводили как сегмент транспортной логистики для выделения отдельного центра затрат в производимой продукции и расчета стоимости содержания собственного парка вагонов.
— Какие планы вы намерены осуществить в обозримой перспективе? Каких целей планируете достичь? Что предполагает ваша инвестиционная программа?
— В последние семь лет мы достигли больших результатов. В будущем планируем продолжить открывать обособленные подразделения на местах погрузки и выгрузки в периметре логистики «Национальной транспортной компании». По нашим расчетам, нам необходимо порядка десяти таких предприятий и несколько вагоноремонтных заводов на Дальнем Востоке, к, примеру, в Хабаровском крае, а также в пределах Западно-Сибирской дороги. Это позволит полностью консолидировать все ремонтные мощности для «НТК». Я ожидаю, что общий штат сотрудников увеличится до 1,5-2 тыс. человек.
Мы делим нашу инвестиционную программу на две части. Одну из них направляем на развитие бизнеса, вторую — на поддержание работоспособности оборудования. Мы понимаем, что если не вкладываться в предприятие, то станки и инструменты придут в негодность. Это может приводить к простоям и потери производительности в целом. У нас есть «несгораемая сумма». Так мы называем наш бюджет на поддержание работоспособности завода.
Мы никогда не будем экономить на людях, на заработной плате и оборудовании даже в самое худшее время.
Реклама, 16+, АО «НТК», https://ntk-corp.ru, erid: 2SDnjc1HVMq