О том, какие это возможности открывает для IT-специалистов и как работодателям выдержать конкуренцию с технологическими гигантами за кадры, рассказал технический директор портала Поле.РФ Петр Сальников
— Петр, какие IT-специалисты работают у вас на платформе Поле.рф и какие задачи они решают?
— В этом плане мы не сильно отличаемся от других продуктовых компаний. У нас фуллстек команда (кросфункциональная - прим.ред.), то есть полный набор: разработчики, аналитики, тестировщики, девопс, тимлиды, которые управляют этими командами. Разумеется, есть и внутренний IT-деск, как и в любой компании.
— В каких кадрах вы сейчас заинтересованы и нужно ли вашим IT-шникам разбираться в сельском хозяйстве?
— Кадровые запросы у нас стандартные — разработка, тестирование, аналитика. Здесь нет никакой аграрной специфики именно в плане IT-кадров. Но у разработчиков пока нет понимания, что они тоже могут работать в сельском хозяйстве. В широком смысле имидж отрасли сельского хозяйства ограничен непосредственно деятельностью сельхозтоваропроизводителя, и его образ тоже достаточно стигматизирован.
Люди не в полной мере понимают, что аграрии — тоже предприниматели, а вовсе не фермеры в соломенной шляпе и в резиновых сапогах.
Важно понимать, что несмотря на то, что мы IT-проект в сельском хозяйстве, мы боремся за кадры не с другими сельскохозяйственными компаниями, а с другими отраслями. Разработчиков в целом все равно, где писать код: в «Озоне», в «Альфа-банке» или у нас. И тут встает вопрос, а чем нам их привлекать. Выход — компания должна быть интересной в силу своих внутренних процессов: развитая корпоративная культура, система мотивации на уровне больших техногигантов. Это определенный вызов. Но вместе с тем мы видим, что у потенциальных сотрудников есть к нам интерес, потому что они хотят быть полезны в реальном секторе.
— В аграрной промышленности сейчас много современных технических решений. Какие возможности вам эта тенденция дает для привлечения специалистов?
— Дронов и беспилотной робототехники именно у нас в Поле.рф пока что нет. Мы, все-таки, в первую очередь B2B-платформа для закупки товаров производства и продажи урожая. Но для привлечения кадров у нас ведется работа по IT-бренду: участие в выставках, конференциях, выступления, стенды. А для IT-специалистов мы можем предложить хороший внутренней климат в коллективе, комфорт работы и возможность развиваться и горизонтально, и вертикально.
Другой вопрос, что, когда мы выходим на те же самые выставки и показываем реалии современного сельского хозяйства, людям интересно. Они говорят, что даже и не знали, что такие подходы и задачи существуют в сельском хозяйстве. На собеседовании нам один разработчик сказал, дословно: «Я хочу работать в этом секторе, потому что это сейчас важно, я хочу помогать тем, кто работает на земле. Я хочу быть полезен».
— Все последние кризисы аграрная отрасль себя чувствовала очень по-разному, но всегда являлась стабильной. Насколько ваши соискатели с этой точки зрения подходят к вопросу выбора компании?
— Разумеется, они смотрят на нас как на историю вдолгую. Сейчас агросектор развивается своими умеренными темпами, но многие понимают, что в долгосрочной перспективе здесь развитие будет кратно ускоряться. И мотивация помогать этому развитию — тоже является для них важной.
— Петр, а вы сами работали ли раньше в агросекторе и что для вас было самым интересным, когда вы в него погрузились?
— Мой бэкграунд — это 20 лет в финтехе, в западных компаниях. Выбирая после такого послужного списка компанию Поле.РФ, я целенаправленно шел в реальный сектор, именно в аграрную отрасль. Так что все слова про собеседования относятся и ко мне — я хочу помогать стране развивать эту часть реального сектора экономики. Я могу это делать в цифровой среде — значит этим и буду заниматься.
Если сравнивать именно с крупными компаниями, то мы более мобильные, мы можем быстрее реализовывать какие-то изменения, просто потому что мы меньше, чем «Яндекс» или «Озон». А с точки зрения внутренней культуры мне было очень комфортно с первого дня за счет открытости, понятности и возможности влиять изменениями на наши процессы как методологически, так и технически.
— А вы выезжали когда-нибудь на аграрное предприятие или в поле вывозили сотрудников?
— Мы регулярно делаем такие вылазки для продуктового направления. Это тот отдел, который придумывает, как собственно будет выглядеть наша платформа для клиентов. Им в первую очередь важно общаться с целевой аудиторией, чтобы лучше понимать, как устроены процессы изнутри. В рамках нашего IT-направления эта идея давно у нас витает, но еще не реализована. Думаю, что очень скоро мы это исправим. Я думаю, нашим айтишникам будет интересно посмотреть то, что они оцифровывают.
— Скажите, пожалуйста, чем отличается развитие электронной коммерции в агробизнесе от классических маркетплейсов?
— Ключевое отличие — средний чек. Если на B2С платформах средний чек выражается в тысячах рублей, то наш — уходит за десятки и порой сотни миллионов. Поэтому для нас это сильно увеличивает ответственность даже за одну сделку и увеличивает требования к качеству платформы и к команде. Если что-то пошло на платформе не так или какой-то функционал или кейс мы не предусмотрели, то мы все равно должны уметь в ручном режиме эту сделку довести до конца.
— Какие у вас планы по развитию проекта и какие возможности это дает сотрудникам?
— Во-первых, это масштабирование. В целом B2B-сделки — это достаточно сложный с точки зрения разработки процесс, и мы растем год к году с точки зрения нашего оборота, причем кратно — в десятки раз. У нас большое количество разработчиков и, поэтому с увеличением количества сделок и числа партнеров на платформе возрастает нагрузка на наши системы. И соответственно, это позволяет сотрудникам расти как вертикально внутри IT-компании, так и горизонтально. У нас из 170 человек в компании больше половины — разработка. Так что мы действительно IT-компания, не только с точки зрения наличия лицензии и льготных ипотек.
Также мы планируем открывать новые категории. Сейчас платформа заточена под классическое растениеводство — то есть это закупка сельхозтоваров аграриями, а потом продажа урожая, сейчас это зерновые и масличные. Но в дальнейшем мы планируем смотреть в сторону как животноводства, так и категорий овощей и плодов, а это уже совершенно другой процесс сделки.
Кроме того, мы сейчас развиваем свой финтех-продукт, буквально месяц назад запустили его, и под это направление у нас собрана отдельная команда. Какие еще вызовы встанут перед отраслью — под то компания и будет адаптироваться, но очевидно, что работы всегда будет много.
— А вы рассматриваете возможность привлекать сельскую молодежь к разработке?
— Я бы здесь ответил так: для стажеров вход всегда открыт. У нас были ребята, приходившие к нам без опыта, и мы их растили до джуниора, вкладывались в них знаниями и временем, и они хорошо отвечали на это своей работой. Для IT сейчас стала нормой удаленная работа, и наша команда распределена по всей России. У нас есть ребята из Москвы, Питера, Сочи, Краснодара, Владивостока, из Чечни, с Урала. Мы вместе выстраиваем наш продукт и это здорово!
Беседовала Елена Мишина
Реклама. https://поле.рф
ООО «Поле», г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный округ Пресненский, наб. Пресненская, д.10, ОГРН 1207700491855
16+