От первого лица , Кавказ ,  
0 

Алтынов: «Запас прочности автопарка сельхозтехники на Юге выше, чем в РФ»

Председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александр Алтынов
Председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александр Алтынов (Фото: РБК Кубань)
Автопарк Юга оказался более насыщен техникой, чем в среднем по РФ. Председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александр Алтынов рассказал РБК ТВ Юг о перспективах развития автопилотов

— Если говорить об итогах 2023 года, насколько этот период для производителей сельхозтехники был сложнее или легче предыдущего?

— Для отечественных производителей сельхозтехники, я очень надеюсь, этот год был проще. В 2022-ом году рынку пришлось пережить настоящий шок. Тем не менее производителям удалось наладить связи с новыми поставщиками компонентов, снова запустить линии, которые простояли у многих довольно продолжительный период. Поэтому 2023 год по сравнению с прошлым периодом был лучше, только спрос был достаточно слабый. Вероятно, он не будет лучше и в 2024 году.

— Многие сходятся во мнении, что за 2022-2023 гг. стоимость сельхозтехники увеличилась от 30% до 50% — в зависимости от наименования. Можно ли сказать, что в этом году, учитывая, тенденцию на рост стоимости, были достигнуты очередные ценовые рекорды? Что будет с ценами в 2024 году?

— Я думаю, что все то ценовое возмущение, которое было на рынке, осталось в основном в 2022 году. По крайней мере, по отечественным машинам нет выраженного увеличения цены, в то время как по импортным брендам есть, но это связано с курсовыми уровнями, которые большую часть года простояли на уровнях близких к 100 рублям.

Учитывая слабый спрос, скорее всего, в перспективе ничего радикального с ценой не произойдет. Конечно, будет новая волна импортных тракторов, подпадающих под новые ставки утилизационного сбора, и техника из новых поставок будет торговаться по совершенно другим ценам. Это скажется на состоянии рынка.

Автопарк отечественный и импортный

— Поскольку мы с вами находимся на Юге, не можем не поговорить про то, как здесь обстоят дела на рынке сельхозтехники, в каком состоянии сейчас находится автопарк южнороссийских аграриев?

— Автопарк Юга всегда был более насыщен производительной техникой, чем в среднем по России. Здесь была выше доля импортного оборудования. Определенный запас прочности, естественно, сохраняется. Например, сегодня есть субъекты РФ, которые кратно менее защищены сельхозтехникой. Понятно, Юг — житница, здесь другие урожаи, другое качество урожаев. Поэтому возможность пережить какую-то стрессовую ситуацию в случае ее появления здесь выше. Возможность аграриев купить технику здесь тоже выше, чем у многих по России. Однако есть свои трудности с обслуживанием парка импортной техники в силу того, что он большой, разнообразный, где-то, конечно, устарелый. Но в целом ситуация вполне управляемая.

— Ранее вы отмечали, что на Юге доля импортных машин от всех продаваемых составляет около 22-23%. Этот процент сохраняется?

— Трудно сказать. Во-первых, нет валидной статистики. Раньше был источник статистики, сегодня этой информации нет. Надеюсь, скоро завершится создание единой системы на основе базы данных Гостехнадзора России. Этими цифрами пользуется Минсельхоз РФ. Странно, почему ее не делают публичной, ведь это было бы полезно для всех участников рынка. Может быть, мы пока копим эти данные. Было бы очень здорово, если бы рынок узнал статистику по доле импортных и отечественных машин на рынке. Игроки рынка могли бы на это опираться и более предметно разговаривать, анализировать, а региональные власти смогли бы определять, какие нужны меры поддержки и актуализировать их к будущему сезону. Кроме того, есть ресурсы Электронного паспорта, то есть оцифровка данных парка идет и может анализироваться довольно детально.

Баланс отечественного и импортного в этом году, если мерять деньгами, не особо изменился. Ровно так же импортное как было в основном в нишах, где нет отечественных машин, там в основном и остается. Было бы странно ожидать иного.

— Несмотря на то, что есть какие-то позитивные подвижки, многие эксперты отрасли отмечают износ сельхозтехники. В этом контексте интересно узнать, какие у вас ожидания от предстоящей посевной 2024 года?

— Безусловно, парк стареет. Не все успевают восстановить технику к посевной или к любым другим пиковым сельхозработам, которые могут быть в поле. Сегодня еще добавились финансовые ограничения. Если это не субсидированный кредит и не собственные средства, тяжело себе представить, где аграрии могут получить необходимый ресурс для подготовки техники к сезону. Нынешние ставки превышают 20%.

Любая самоходная машина нормально отрабатывает 10-15 лет, а прицепная — 6, 8, 10 лет. Посчитаем ковидные времена, прошлый 2022 год, уходящий 2023 год, и вот уже можем насчитать 3-4 года технике. Все, что было в нормальном состоянии относительно недавно, теперь уже приближается к состоянию половины ресурса или старости. Мы потерпим еще какое-то время, но я не думаю, что есть возможность терпеть долго.

Прогнозы и перспективы

— Как такая ситуация может сказаться на будущих урожаях?

— Что касается урожайности, здесь нужно рассматривать совокупность факторов. Если в какой-то момент бизнесу нужно поменять в цепочке технологических действий большую часть событий, то не факт, что с первого раза удастся выстроить новую цепочку профессионально. Потом, когда мы будем разбираться с урожайностью, это будет хороший вопрос, что именно повлияло на нее: генетика, новые сорта, технологии, отсутствие опыта, устаревшая техника или другое. Поэтому вот в такой совокупности факторов нам, наверное, сумбурно придется пожить года три точно, прежде чем технологии структурируется по-новому.

— Как вы считаете, судя по экспонатам выставки «ЮГАГРО 2023», как будет выглядеть сельхозтехника через 10-20 лет? В какую сторону движется прогресс?

— Первое, конечно, будет постепенно уменьшаться роль человека. Это значит — автоматизация, какие-то решения по обмену данными между машинами. Может быть, где-то появится и беспилотная история, я думаю, что в России - так, чтобы не питать лишних иллюзий — вряд ли раньше, чем через 8-10 лет.

Второе: скорее всего, большая часть машин для полевых работ двинется в разные стороны в своей эволюции. Например, работа с землей и тракторы в том числе, возможно, беспилотные, в дальнейшем будут требовать очень широкозахватных орудий. Скорее всего, они будут довольно самостоятельными в работе.

Так же и уборочная техника. Мощность комбайна будет расти, бункеры будут все больше по мере роста урожайности, жатки будут увеличиваться по мере выравнивания полей, поэтому тут будет определенный гигантизм, но параллельно с этим будут происходить метаморфозы в малых формах. Например, в борьбе с сорняками: это может быть посев, подкормка или химическая обработка. Вряд ли для этого будут нужны какие-то монстро-машины. Процесс может ограничиваться малыми формами абсолютно самостоятельной техники, которая датчиками определяет в каком месте и что нужно обработать. И это будет такой рой, обслуживающий поле.

Еще интересный тренд — это некая модульность. Например, есть определенная рама, которая движется на рельсах либо перемещается по проложенному маршруту. Она делает одну простую операцию, потом меняет рабочую секцию и может делать другую операцию. И вот таким образом смещается по полю. Где-то это будет иметь смысл, но в перспективе от 5 лет и больше.


Информационный обзор редакции