Практика , Кавказ ,  
0 

Шерсть, мех и трикотаж: как развивается легкая промышленность в СКФО

Шерсть, мех и трикотаж: как развивается легкая промышленность в СКФО
Перспективы легкой промышленности России обсудили в ходе 6-й Международной выставки меха, кожи и товаров легкой промышленности «Мягкое Золото России»

Ситуацию в отечественной легкой промышленности, новые вызовы и точки роста, экспортный потенциал российских производителей и возможности господдержки отрасли обсудили эксперты и представители власти 11-14 апреля в Пятигорске в ходе 6-й Международной выставки меха, кожи и товаров легкой промышленности «Мягкое Золото России».

Это масштабное деловое мероприятие, где ежегодно собираются сотни производителей одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров из разных регионов России и из-за рубежа, а также тысячи байеров со всей страны.

В этом году выставка, генеральным партнером которой выступил институт развития СКФО АО «КАВКАЗ.РФ», сопровождалась не только яркими показами коллекций от дизайнеров Юга России, но и насыщенной деловой программой, которую посетили высокие гости — представители власти, отраслевых союзов — из Москвы, Ставрополя, других регионов и стран.

В пленарном заседании «НЕлегкая промышленность: Драйверы развития отрасли» приняли участие заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров, генеральный директор «КАВКАЗ.РФ» Андрей Юмшанов, заместитель полпреда президента РФ в СКФО Владимир Надыкто, заместитель председателя правительства Ставрополья Николай Афанасов, директор департамента легкой промышленности Минпромторга РФ Вера Хмырова, председатель совета директоров компании «Мягкое Золото» Арон Мардахаев, президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов.

Шерсть, мех и трикотаж: как развивается легкая промышленность в СКФО

По словам Сергея Назарова, если посмотреть 2022 год, то есть хорошая динамика по увеличению экспорта и снижению импорта. «Но вопрос, будет ли эта тенденция продолжаться, будет зависеть от принимаемых мер», — сказал Назаров. Он добавил, что, если говорить об одежде и обуви, то на российском рынке преобладает импорт.

Его поддержала Вера Хмырова, которая отметила, что на сегодня жители России на 90% одеты в иностранные вещи, и только на 10% — в отечественные.

Спрос есть

При этом, по словам Хмыровой, у общества есть запрос на отечественные товары. «Прошлый год и два месяца этого года показывают стабильный уверенный рост производства отечественной легкой промышленности. Причем рост как в сегменте текстильных трикотажных изделий, так и одежды», — сказала она.

Шерсть, мех и трикотаж: как развивается легкая промышленность в СКФО

Представитель Минпромторга добавила, что Северо-Кавказский федеральный округ занимает небольшое место в общем объеме производства легкой промышленности РФ, его доля составляет 1,3%, но, тем не менее, здесь развиваются ключевые производства.

«В Ставропольском крае — это швейная и меховая индустрия. Карачаево-Черкесия предлагает отличные трикотажные изделия и шерсть. Дагестан также прекрасный поставщик шерсти для отечественных компаний (...), здесь развивается кластер обувной промышленности. (...) Северная Осетия — прекрасный швейный регион, отличные крупные фабрики», — отметила Хмырова.

В свою очередь Назаров привел данные о том, что из 22 тыс. предприятий, которые заняты в легкой промышленности, более 400 — это крупные организации, остальные предприятия — это малые и средние. «Очевидно, что назрел вопрос кластерного подхода», — сказал он.

По его словам, на Северном Кавказе уже определенные кластеры сложились — меховой и обувной. «С таким количеством малых предприятий целесообразно формировать кластерные подходы», — отметил замминистра. Это позволит бизнесу воспользоваться мерами господдержки, снизить себестоимость и повысить качество продукции.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что международные мероприятия, подобные «Мягкому Золоту России», являются драйвером не только развития промышленности, но и реализации потенциала Северного Кавказа в сфере делового туризма. А в ходе встреч с участием гостей высокого уровня удается обсудить ряд важнейших вопросов, в том числе меры господдержки или, например, такую насущную проблему как кадровый дефицит.

С идеей о создании учебного центра для подготовки высококвалифицированных профессионалов для отрасли легкой промышленности при Пятигорском институте (филиале) Северо-Кавказского федерального университета выступали ранее организаторы международной выставки «Мягкое Золото России».

Востребованность и конкурентоспособность

Участники пленарной дискуссии выразили мнение, что российская продукция может занять место зарубежных брендов, которые ушли с рынка.

«Эта выставка («Мягкое Золото России» — прим.)  — как один из примеров. Отечественные бренды развиваются, они становятся узнаваемыми потребителями, и потребитель возвращается к ним. Это признак того, что мы двигаемся правильно», — сказала Хмырова.

Шерсть, мех и трикотаж: как развивается легкая промышленность в СКФО

В заключение она отметила, что задача Минпромторга — расширить объем потребительского сегмента. «Мы понимаем, что это не произойдет завтра, послезавтра, а — постепенно, увеличивая долю отечественного производителя в потребительском сегменте, отыгрывая ее у иностранных производителей», — заявила Хмырова.

Президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов также считает, что сейчас продукция российских производителей-меховщиков — абсолютно конкурентноспособна и востребована у российских покупателей. И на текущий момент она находится на достаточном уровне для продвижения вперед.

«Введением санкций против российского пушно-мехового комплекса европейские компании подорвали свой потенциал. И сегодня есть возможность занять освободившиеся ниши европейских производителей», — считает Столбов.

В свою очередь председатель совета директоров компании «Мягкое Золото» Арон Мардахаев добавил, что у российских производителей есть все, чтобы показать свое качество и рост.

«Самое главное для байеров (торговых организаций), приезжающих на площадку (выставки «Мягкое Золото России» — прим.), то, что они могут видеть весь ассортимент продукции многих производителей, в том числе из разных стран», — добавил Мардахаев.

По его словам, на выставке руководители и топ-менеджеры торговых сетей и магазинов изучают ассортимент производителей и заключают с ними контракты, по которым потом работают целый год.

Дополнительная точка притяжения

Гендиректор института развития «КАВКАЗ.РФ» Андрей Юмшанов заявил, что производство качественной продукции из кожи и меха на Ставрополье может стать дополнительной точкой притяжения для туристов в СКФО.

«Сегодня мы не зря видим среди сегмента выставки народные промыслы, которые показывают, сколько у нас еще нереализованных резервов (речь о Выставке-ярмарке народных художественных промыслов и сувениров «Сокровища Кавказа», которая традиционно сопровождает «Мягкое Золото России» и где мастера из разных субъектов СКФО выставляют свои изделия из дерева, металла, керамики, текстиля, сувениры ручной работы — прим.). Десятилетиями накопленный творческий опыт мы можем в дальнейшем развивать, в рамках легкой промышленности создавать какой-то новый качественный продукт, который был бы тесно связан с определенной территорией и был бы дополнительной точкой притяжения туристов», — сказал Юмшанов.

По его словам, сейчас есть уникальная возможность на этой волне привлечения туристов строить и развивать бизнес в других отраслях. «Туризм — это, прежде всего индустрия впечатлений, не обязательно от каких-то природных, культурных локаций. Это может быть любое впечатление, которое так или иначе ожидает турист», — пояснил гендиректор института развития.

По словам Юмшанова, на новую точку притяжения должен работать и туристический бизнес, и туристическая инфраструктура в целом.

«Это должен быть кластерный подход, идея, которая выстрелит, которую должно поддержать государство и наш институт развития. Это не только про производство, это обязательно и про продажу, про позиционирование, рекламу своей продукции. Действительно, должна быть точка притяжения, в том числе и для туризма. Поэтому я считаю, что здесь потенциал очень большой, огромный», — заявил он.

Реклама, https://www.softgold.ru/, 12+