От первого лица , Кавказ ,  
0 

«Интерлизинг»: «Мы рассчитываем удвоить показатели на Северном Кавказе»

Игорь Тисленко, фото предоставлено ООО «Интерлизинг»
Игорь Тисленко, фото предоставлено ООО «Интерлизинг»
Игорь Тисленко — о том, как будут меняться цены на сельхозтехнику в СКФО

Региональный директор компании «Интерлизинг» в ЮФО и СКФО Игорь Тисленко рассказал в интервью РБК ТВ Юг, как будут меняться цены на сельскохозяйственную и специальную технику и что станет драйвером роста на рынке СКФО

— Рынок СКФО достаточно специфичен. Его экономика существенно отличается от ЮФО. Какие итоги вы можете подвести для этого региона?

— СКФО мы считаем достаточно перспективным регионом. За прошлый год Северный Кавказ в составе большого Юга сделал практически 30% объема. Можно сказать, что он не отстает по продажам от Ростова, Краснодара и Волгограда. Да, безусловно, есть своя специфика в развитии сфер, таких как, например, пищевая промышленность, которая существенно более распространена в Ставропольском крае, сельском хозяйстве. Также есть промышленные предприятия, связанные с карьерами и горнодобычей, и т.д.

На текущий год у нас достаточно амбициозные планы относительно Ставрополья и всего Северного Кавказа. Если в 2022 году объем продаж составил около миллиарда рублей, то в 2023 году мы рассчитываем этот показатель удвоить. В основном за счет работы с республиками, во-вторых, за счет развития, в том числе продуктовой линейки, предложения новых уникальных продуктов и сервисов.

— Прошлый год был очень тяжелым для АПК и, в частности, рынка сельхозтехники. В конце года продажи сельхозтехники притормозились из-за общей неопределенности на рынке и санкций, под которые попала импортная техника. На общей ситуации сказались также низкие цены на зерновые. Какие итоги вы можете подвести? Какие тренды появились в марте 2023 года?

— По итогу 2022 года действительно был спад спроса в сегменте сельскохозяйственной техники, но на сегодняшний день мы наблюдаем активное его восстановление.

Во многом это происходит благодаря началу работы программы субсидирования Минпромторга, которая позволяет клиентам получить 10% скидку на аванс. Влияние также оказывает отложенный спрос прошлого года. Поэтому сейчас мы наблюдаем активный и уверенный рост в этом сегменте.

Это первый объемный опыт работы рынка с сельхозтехникой по субсидии Минпромторга. Поскольку мы первый год работаем без субсидии 1432, к которой все привыкли за предыдущие семь лет. С одной стороны, ее отсутствие не самым позитивным образом сказывается на продажах, но, с другой стороны, поддержка в виде соразмерной скидки на аванс частично компенсирует ее уход.

— Если говорить о конкретных показателях, на сколько вырос спрос по сравнению с четвертым кварталом?

— В «Интерлизинге» сегмент сельскохозяйственной техники вырос в два раза. Для четвертого квартала всегда был типичен очень высокий спрос, поскольку сельхозтоваропроизводители продают основной объем урожая обычно в конце осени. Но 2022 год в этом аспекте стал уникальным, так как большой объем урожая не был реализован по причине высоких экспортных пошлин на зерно. Что повлекло за собой более позднее приобретение техники и перенос потребности на первый квартал 2023 года.

— Если говорить в целом о рынке — о строительной технике, легковом и грузовом транспорте, как в целом изменилась ситуация? Каковы ваши прогнозы?

— По итогам прошлого года рынок в целом просел. Объем продаж лизинга легковых автомобилей снизился на 27%, согласно данным «Эксперт РА». Естественно, в первую очередь это связано с уходом большого ряда иностранных производителей и брендов из России. Пока технически сложно с помощью параллельного импорта заместить все те объемы с привычным уровнем сервиса и цен, однако работа в этом направлении ведется.

Что касается рынка грузовой и спецтехники, то, по данным «Эксперт РА», сегмент лизинга грузовой техники вырос на 11%, положительная динамика сохранилась и в сегменте строительной техники, рост которого составил 5%. Мы рассчитываем, что в 2023 году данные сегменты покажут прирост не менее чем на 15%, поскольку произошло достаточно активное оперативное замещение привычных нам старых производителей, в первую очередь европейцев, на Китай и Россию.

— Мы знаем, что возникают проблемы с ввозом другого автотранспорта. Дилеры вынуждены искать альтернативы, что непосредственно повлияло на рост цен и на общий ассортимент представленной продукции. Как цены будут меняться дальше?

— Рост цен на технику в прошлом году был очень существенным. В зависимости от сегмента, рост доходил в какие-то моменты до 100%. К счастью, это явление было кратковременным и ценники вернулись в рыночное состояние, исключились спекулятивные моменты.

Рост цен, безусловно, присутствует — здесь законы рынка сохраняются. Спрос растет, растет предложение, растет цена. Но, как показывает практика и наши наблюдения, позитивный тренд уже абсолютно очевиден, и в этом году мы ожидаем увидеть положительную динамику на рынке грузовой, строительной и сельскохозяйственной техники.

Если брать год к году, то средний рост цен на рынке специальной техники составил порядка 35–40%. На рынке оборудования скорее минимальный рост — порядка 15–20%. Что касается грузовиков, здесь анализировать рост цен сложно и нецелесообразно, поскольку то, что подорожало, очень быстро закончилось и сегодня практически не представлено на рынке. Иными словами, на смену европейским грузовикам пришли китайские, и их сегодняшний ценник сопоставим с ценником европейцев полутора-двухгодичной давности. На наш взгляд, это является достаточно адекватной цифрой для сегодняшнего рынка с учетом его роста, с учетом роста цен на другие виды имущества.

Наиболее сложная ситуация наблюдается на рынке легкового автотранспорта, поскольку очень малый ассортимент импортных машин завозится поставщиками по дилерским схемам. Основная масса сейчас идет все-таки через параллельный импорт. И здесь достаточно сложно выстроить юридически правильную цепочку приобретения в лизинг, поскольку параллельного импорта для юрлиц на сегодняшний день не существует, а при покупке в лизинг возникают дополнительные расходы, связанные с начислением НДС продавцом.

При этом свобода выбора не ограничена ничем. Поэтому этот рынок еще ждет становление, ждет развитие. Я думаю, эти результаты мы увидим уже в конце текущего года, но пока это все в процессе.

— Удалось ли вам заместить импортную технику, которая выпала из оборота из-за санкций? Откуда приходят новые поставщики?

— Если говорить именно о сегменте сельскохозяйственной техники, то, на наш взгляд, практически полностью удалось заместить ушедшие бренды. И этому способствуют два фактора: основной, конечно же, тот, что доля импорта сельхозтехники на российском аграрном рынке не была достаточно высокой, при этом российские производители имеют достаточно широкие модельные линейки и могут закрывать на 100% потребности любого агропредприятия.

C уходом ряда иностранных компаний к нам пришли новые игроки из Турции и Китая, которые займут, я думаю, эту долю, которая раньше была, скажем так, в премиум-сегменте. Теперь в премиум переместится российская техника, а техника из дружественных стран пока займет бюджетный сегмент.

— Получается, вы ожидаете практически двукратного роста по ЮФО и СКФО. Это к уровню 2022 года? А если говорить о 2021-м, идет ли речь о возвращении к прежним показателям, или вы превысите их?

— Ни в коем случае речь не идет о возвращении к показателям 2021 года, поскольку за прошлый год мы приросли по сравнению с 2021-м практически на 40%. Поэтому, если сравнивать 2023 год с показателями 2021-го, это будет значить существенную потерю рынка. Поэтому в сравнении с 2021-м мы планируем практически утроиться.

— По вашим оценкам, с какими основными проблемами компания столкнется в 2023 году? Если в 2022-м это была резкая смена дилеров, резкая смена рынка техники, падение покупательского спроса, то в 2023-м очень многие из этих вопросов решились. Предприниматели чувствуют большую уверенность в будущем, уже могут планировать свою работу на 2023 год и выделять какие-то определенные финансы. Какие еще проблемы остались, какие из них вы считаете наиболее значимыми?

— Для нашей компании целевым сегментом всегда был малый и средний бизнес. Мы, безусловно, работаем и с крупным бизнесом, но приоритет все равно идет на розницу. И эти сегменты всегда более гибко и более оперативно адаптировались под изменения, происходящие на рынке, в стране и т.д. Поэтому здесь мы каких-то существенных негативных факторов с точки зрения спроса не ждем и не прогнозируем. С точки зрения предложения здесь, безусловно, могут быть определенный нюансы, такие как новые, никому не известные производители, новые поставщики. Но это, во-первых, вопрос времени, во-вторых, вопрос адаптации.

Мы за последние три года научились достаточно оперативно реагировать как на внутренние, так и на внешние метаморфозы рынка

— Какие три основные фактора станут драйверами развития рынка лизинга? Как вы в целом видите его ближайшее будущее на 2023 год?

— Основными факторами, конечно же, мы видим, гибкость и скорость работы — нашей, наших партнеров и в целом всего рынка финансовых инструментов, упрощение подходов с целью как минимизации трудозатрат, так и упрощения взаимодействия для клиентов и поставщиков.

Вторым фактором я бы назвал, конечно, все меры господдержки, которые существуют. Поскольку на фоне роста цен это важно сейчас.

Третье — это развитие рынка предложения. Новые машины, новое оборудование, новые возможности и новый бизнес.

Реклама, https://www.ileasing.ru, ООО «Интерлизинг», ИНН 7802131219