То, что юг является одним из самых популярных направлений внутреннего туризма, факт известный. Однако каждый из регионов юга страны уникален и предлагает свой особый рекреационный потенциал, природу и туристические форматы. Показательным примером в этом смысле становится Ставропольский край — регион, который в этом сезоне продолжил утверждаться в статусе одного из наиболее знаковых туристических центров России.
В частности, по итогам исследования МТС Ставрополье вошло в топ-5 направлений для внутренних путешествий в 2022 году. Эксперты сравнили текущий сезон с прошлогодним и выяснили, что число отдохнувших в регионе возросло почти на 30%. Основными точками притяжения были Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск. Причем в Железноводске рост турпотока по сравнению с 2021 годом составил рекордные 25%. На 40% возрос туристический поток в городе Минеральные Воды, который стал транзитным городом на пути людей на другие курорты.
По большей части туристы ехали на Ставрополье из Краснодарского края (28%), Москвы и Московской области (25%). На третьем месте расположилась Ростовская область (11%), на четвертом — Дагестан (6%), а на пятом — Санкт-Петербург (5%).
«Рост интереса ко внутреннему туризму связан с ослаблением коронавирусных ограничений. Также на перераспределение турпотоков значительное влияние оказывают такие факторы, как ограничение авиасообщения с рядом стран, сложности с получением виз, невозможность платить за границей российскими картами и рост стоимости зарубежного отдыха. Поэтому среди внутренних туристических направлений появляются новые, а популярные ранее, как, например, Кавминводы, становятся еще более востребованными», — отмечают авторы исследования.
Как в лучшие времена
Некоторые российские курорты не нуждаются в представлении — и Ставрополье определенно к ним относится. Великолепная природа, богатая история, знаменитые на всю страну санатории — все это делает регион одним из самых привлекательных мест для отдыха. Впрочем, и это не весь список — местные курорты постоянно развиваются, появляются новые виды развлечений, событий туризм, спортивный, гастрономический. Здесь будет интересно человеку любого возраста и увлечений. Поэтому совсем неудивительно, что, когда российские туристы начали более активно осваивать здравницы страны, то поехали именно сюда.
В правительстве Ставропольского края также сообщили, что за девять месяцев 2022 года численность отдыхающих в регионе по сравнению с тем же периодом 2021-го увеличилась на 20,7%, превысив допандемийные показатели 2019 года на 1,1%.
«Всего регион посетили более миллиона туристов. При этом 998 тыс. из этого числа — курорты Кавказских Минеральных Вод, которые в данный момент загружены на 90–100%», — прокомментировали в министерстве туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края.
Представители гостиничной отрасли сообщили, что их ожидания от туристического потока в 2022 году также оправдались.
«У нас перевыполнение плана достигло более 200% по сравнению с 2021 годом, эти показатели даже выше допандемийного уровня. Если в 2019 году самый большой поток туристов был преимущественно весной-осенью, то в этом году самые высокие показатели загрузки были в июле-августе. Единственное, что обращает на себя внимание, — глубина бронирования уменьшилась до одного месяца, люди в большинстве перестали планировать свой отдых заранее», — пояснили в отеле «Бештау», расположенном в Пятигорске.
По словам участников рынка, в основном приезжают люди старше 25 лет, но часто делают это вместе с семьями. Также активно себя показывают деловые туристы.
«Конечно, мы надеемся на то, что 2023 год будет не хуже 2022-го, но тут уже стоит ориентироваться на ситуацию в стране в целом, хочется строить грандиозные планы, но глубина планирования на сегодняшний день не очень большая. Межсезонье уже чувствуется по продажам, но в целом, если сравнивать с прошлым годом, они явно выросли», — добавили в «Бештау».
Сами туристы среди основных преимуществ отдыха в Ставропольском крае называют красоту курортных городов региона, хорошие и доступные санатории, а также большое количество развлечений.
«Общие впечатления от городов прекрасные. Все просто, без претензии, но очень мило и душевно. Очень дешевое такси, на общественном транспорте мы практически не ездили. Хотя запали в душу пятигорские трамвайчики. А природа просто очаровала. Я влюбилась в эти горы, быстрые реки, водопады. И ни одно фото, никакие слова не передадут этой красоты, этих головокружительных высот, ощущения полета, счастья и восторга! Это надо видеть и чувствовать», — поделилась впечатлениями туристка Татьяна Юсова.
Вложения в комфорт
Во многом такой рост интереса к Ставрополью связан с историей этого региона, который давно развивается именно в курортном направлении. Говоря проще, активизация внутреннего туризма привела к притоку туристов туда, где их уже готовы были принять и обеспечить комфортные условия для отдыха.
В частности, в регионе продолжили эксперимент по взиманию курортного сбора и предварительно признали его успешным, поскольку полученные таким образом средства действительно помогают развивать инфраструктуру городов.
«Достаточно посмотреть на цифры. За время эксперимента во всех регионах, где работал курортный сбор, поступления от него составили 2,1 млрд рублей. Из этой суммы на Ставрополье приходится 1,1 млрд. Притом что турпоток в нашем крае многократно ниже, чем, например, на морских курортах. Все благодаря системе администрирования, которую мы разработали и внедрили», — комментировал Владимир Владимиров.
Большой объем работы был проделан и в части обеспечения региона качественной и стабильной мобильной связью и интернетом. И это более чем оправданно: сегодня туристы даже в горах хотят иметь доступ к цифровым сервисам, не говоря уже о городах-курортах, где отдыхающие могут проводить очень много времени.
Так, к курортному сезону емкость сети на Ставрополье увеличили на 50%, а скорость — в среднем на 40%. Прежде всего модернизировали сеть в наиболее посещаемых общественных зонах и достопримечательностях курортных городов — Пятигорска, Жедезноводска, Ессентуков и т. д., отметили в МТС. Как показала нагрузка на сеть в летние месяцы, это было необходимо.
Большие перспективы
Впрочем, когда мы говорим об отдыхе, то важное значение для туристов играют и сервисы бронирования — вроде Booking.com или Airbnb, которые сейчас ушли из России. Туроператоры, которые приняли на себя основную нагрузку в первые месяцы после ухода таких сервисов, все же не могут заменить их полностью. И, когда российские туристы будут планировать отпуска на 2023 год, им понадобятся какие-то альтернативы.
Они постепенно появляются в виде российских сервисов онлайн-бронирования.
Так, МТС уже несколько лет создает по всей России бесплатные аудиогиды по туристическим местам. На Кавминводах такой гид запущен, например, в Железноводске.
Сейчас МТС основала компанию МТС Travel, а та, в свою очередь, приобрела сервис Bronevik.com. На Ставрополье он уже заработал. Для региона это решает целый комплекс проблем, связанных с организацией отдыха россиян, снимая нагрузку с самих средств размещения, а российскому туристу помогает заранее спланировать путешествие в отпуск.
И подобные решения, очевидно, будут развиваться и дальше, учитывая, что интерес к внутреннему туризму в России в ближайшие годы будет лишь расти. И даже несмотря на экономические трудности в 2022 году, туристическая отрасль остается одной из сфер, которые чувствуют себя довольно уверенно. Ниши, освобожденные ушедшими зарубежными сервисами, не будут долго пустовать, их место постепенно займут платформы российских компаний. Востребованность отрасли будет их толкать на внедрение импортозамещающих сервисов.