— Отель «Приморье», находящийся в Геленджике, — не единственный объект, которым управляет ваша компания «360 Management». Какие еще проекты есть в активе компании?
— Действительно, у нас целый ряд объектов. Часть уже реализована, например, отель Chekhoff Curio Collection by Hilton в Москве. Часть находится в стадии разработки, на этапе девелопмента. Мы не только управляем недвижимостью, но и занимаемся комплексным развитием территорий. Сейчас участвуем в реализации двух масштабных проектов коммерческой недвижимости в Калининграде и Нижнем Новгороде, далее будем ими управлять. Помимо этого мы имеем опыт в кластерной застройке в Москве на территории Водного стадиона: Royal Yacht Club, бизнес-центры, отель Double Tree by Hilton, а также ресторан Водный by Novikov group.
— Какие изменения на рынке курортной и, шире, туристической недвижимости произошли за последние годы?
— Импортозамещение — актуальный тренд последних лет. Так вот, в отельной индустрии оно произошло. Но речь не о том, что мы стали покупать отечественные шампуни и шапочки для душа. Я говорю про команду. На отечественном рынке за последние 10-15 лет произошли тектонические сдвиги. Раньше любой отель под международным брендом непременно имел экспата в качестве генерального менеджера. Бренд-шеф тоже, как правило, был экспатом. Сейчас в России выросло поколение менеджеров, которые уже не уступают экспатам в своих компетенциях. Есть примеры, где иностранный генеральный менеджер не смог бы справиться с поставленными задачами. Например, для управления нашим Chekhoff Curio by Hilton в Москве мы пригласили русского генерального менеджера, который работает не только по общепринятым международным стандартам, но и ориентируется на актуальную ситуацию в России.
В нашем комплексе «Приморье» в Геленджике (7 корпусов, территория 5 Га с разнообразным наполнением от ресторанов до премиальной клиники) также работают российские специалисты. Да, у них есть опыт работы в крупных международных компаниях, они понимают, как строятся бизнес-процессы в мировых отельных сетях и что позволяет обеспечивать высокий уровень стандартов сервиса. Например, генеральный менеджер комплекса «Приморье» прошла многолетнюю школу в Marriott International и Intercontinental Hotels Group, директор по маркетингу — Kempinski и Hilton, а также школу международных сетей прошли F&B директор и руководитель операционных служб.
Однако иметь квалифицированный менеджмент мало. Важно, чтобы все сотрудники были профессионалами высоко уровня. Не всегда их можно найти на месте. Мы, например, привлекаем в Геленджик сотрудников из Краснодара, Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы улучшить сервис. Мы стараемся обеспечить комфортные условия труда, предлагая социальный пакет включающий проживание.
Мы также привезли в Геленджик десять сыроваров для ресторана «Сыроварня», который открываем вместе с Новиковым (Аркадий Новиков — российский бизнесмен, ресторатор. — Ред.) В Геленджике нет таких специалистов и ресторанов такого уровня.
Конечно, занимаемся и обучением местного персонала. Когда пришли в «Приморье», столкнулись с множеством неприятных ситуаций, например, с коррупцией на разных уровнях. С некоторыми сотрудниками пришлось расстаться. Но есть люди, которые готовы учиться работать по-новому, развиваться и расти.
— Дефицит квалифицированных кадров — не единственная проблема Геленджика. Какие еще сложности вы можете отметить?
— Я, как человек с художественным образованием, вижу проблемы в общем архитектурном облике города. К сожалению, за последние 20 лет черноморские города были изуродованы стихийной застройкой. Как я вижу из прессы, губернатор активно с этим борется. Но нужно делать следующий шаг — вводить архитектурные ограничения, разрабатывать нормативы застройки, смотреть на территорию комплексно. Нужно отказаться от хаотичной застройки, это не соответствует европейскому подходу к курортной недвижимости.
Вот, например, приезжаем в Абрау-Дюрсо — и видим, как много сделал Титов для этого места (Борис Титов — уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, совладелец завода игристых вин «Абрау-Дюрсо». — Ред.). В том числе и в части архитектурного облика территории. И с точки зрения бизнеса — это отличный пример. Все взаимосвязано.
Еще одна серьезная проблема города — дефицит воды. Мы также столкнулись с данным вопросом. Чтобы обеспечить гостей отеля водой мы вынуждены закупать воду, и в ночное время доставлять на водовозках. Это дополнительные немалые затраты. Вода — комплексная проблема, ее не решить за один день. Мы били проинформированы, что была проведена встреча рабочей группы на региональном и федеральном уровне. То есть, вопрос системной работы над проблемой уже вышел на серьезную стадию проработки и будет дорабатываться дальше.
— В этом году туристическая недвижимость на несколько месяцев выпала из жизни в связи с COVID — 19. Как идет процесс восстановления?
— Индустрия HoReCa испытывает серьезные проблемы — потери в выручке составляют в среднем 45%. Снижение загрузки отелей Москвы составило -50-60% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
Курортная недвижимость в свою очередь перегружена. Как только сняли ограничения — люди хлынули к морю. Но и здесь не все так очевидно. Крупные отели с качественным сервисом отвечают ожиданиям взыскательного туриста, который еще «вчера» был в Италии. Небольшие отели с местечковым сервисом оказались не готовы к требовательным гостям и, скорее, разочаровали.
Этот непростой период станет лакмусовой бумажкой для игроков отельной индустрии и поможет выявить стороны, требующие доработки и развития.
— А что же делать?
— Я бы не зацикливался только на коронавирусе — это временное явление. Есть более широкий вопрос для курортов — сезонность. Нужно работать над тем, чтобы поток туристов не зависел от сезона и был постоянным. Есть несколько путей для этого.
Первый — привлечь в Геленджик пять-десять важных спортивных мероприятий. Таких, как фестиваль по триатлону Ironstar, который уже шесть лет проводится в Сочи. Или соревнования по маунтинбайку, велогонки — в общем, многодневные соревнования, на которые будут приезжать как сами спортсмены, чтобы здесь тренироваться и выступать, так и зрители. Причем они поедут не только в высокий летний сезон, но и осенью, весной.
Второй путь — семейный природный туризм. Нужно разрабатывать пешие двух-трехдневные маршруты, оборудовать места, где можно поставить палатки. Ведь жители мегаполиса едут смотреть не на новые отели, а на окружающую красоту. Если вы отъедете на пять-десять километров от Геленджика, то увидите нетронутую природу, заповедники. Люди с удовольствием проведут время в таких местах. Но только в том случае, если на этих маршрутах будет необходимая инфраструктура. Например, есть такое направление — глэмпинг: это кемпинг, сочетающий комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. На Черноморском побережье уже есть несколько таких мест. Надо развивать это направление. Причем это, опять же, может быть сделано только совместными усилиями бизнеса и власти.
— В Сочи есть маршрут «Тридцатка» — он стартует из Биосферного заповедника и существует еще с советских времен. Он очень популярен.
— Вот видите! Спрос на такой вид отдыха есть, и Геленджик нужно популяризировать в этом направлении. В такие пешие походы можно ходить до ноября включительно, что позволит сгладить сезонность.
То же касается и медицинского туризма — это еще один вариант. Время отпуска — это прекрасная возможность инвестировать в себя и свое здоровье, пройти комплексный чек-ап организма, комплексную программу восстановления. Мы уже предлагаем это нашим гостям — в составе «Приморья» есть клиника персонализированной и восстановительной медицины «Ланцетъ». Сейчас мы в клинике разработали новые комплексные программы. Они включают не только диагностику, исследования, но и специальное питание Low Carb Diet, физическую активность, процедуры, позволяющие гармонизировать режим сна и бодрствования, сопровождение врача-куратора, комплексный взгляд на организм через врачебный консилиум. В итоге организм восстанавливается, а человек получает возможность изменить свой образ жизни. Комплексное предложение проживание в отеле+программы оздоровления — это тоже способ привлечь туриста в межсезонье.
— Какие положительные изменения в Геленджике, которые способствуют привлечению туристов, вы могли бы отметить?
— Город за последние десять лет провел колоссальную работу: в аэропорту отремонтирована взлетно-посадочная полоса, строится новый терминал. В городе также реализуется проект по запуску гольф-клуба, завершается сооружение яхтенной марины, которая в том числе сможет принимать и мега яхты. Город думает о том, чтобы сделать современные общественные пространства такого же уровня, как Новая Голландия в Петербурге или стадион «Краснодар» — знаменитый проект Галицкого (Сергей Галицкий — миллиардер, бывший владелец сети «Магнит», построил в Краснодаре одноименный футбольный стадион и парк вокруг него. — Ред.).
Город и инвесторы сделали много. Но мы сейчас как будто находимся в «недоремонтированной квартире»: финальный результат очевиден только профессионалу. Есть костяк инвесторов-энтузиастов, которые доделают этот «ремонт».
— Как эта инфраструктура поможет привлечь туристов?
— Не просто привлечь. Повышение уровня инфраструктуры приведет к тому, что в Геленджик поедет совсем другая публика. Долгое время город имел имидж эконом-курорта. В этом году было много состоятельных туристов — понятно почему: из-за пандемии не попасть на привычные зарубежные курорты. Но я сомневаюсь, что в следующем году они вернутся. Мы должны привлекать средний класс. Для этого и нужны все те меры, о которых я говорил.
Как это работает? Приехав на отдых, житель мегаполиса должен оказаться в привычной для него среде. То есть, если он хочет выпить кофе, он может пойти в Starbucks, если ему нужны джинсы — купит их в Zara.
Конечно, чтобы пришли известные бренды, нужно ходить к ним, рассказывать, что такое Геленджик и какой потенциал он имеет. Зато их появление даст двойной эффект. Во-первых, сюда поедет средний класс из крупных городов. Во-вторых, местный бизнес будет стремиться к уровню сервиса и качества продукции этих крупных сетей. Это правило сработает в отношении всей инфраструктуры: гостиниц, ресторанов, пляжей, туристических маршрутов, магазинов.
Постепенно поменяется и общий облик города, что, в свою очередь, также будет работать на привлечение турпотока.
— Вы думаете, мы способны конкурировать с Турцией и ее all inclusive?
— Я бы боролся не с Турцией, а с недорогой Италией и Испанией. Безусловно, например, Пизанская башня или Колизей является центром притяжения, но если человек хочет провести время с пользой для здоровья, он должен знать, что есть такая альтернатива, как Геленджик, где он может получить услуги, которые по качеству и по уровню сервиса не хуже, чем на европейских курортах.
— Есть ли в России курорты, которым удалось добиться высоких результатов в этом смысле?
— Да, это, например, Красная Поляна. Она, кстати, также пример того, как можно продлить высокий сезон. Это зимний курорт. Здесь сделан акцент на спорт, на активный отдых. Не только на горнолыжный, но и на другие виды активного туризма. В итоге Красная Поляна даже летом, когда горнолыжные склоны пустеют, привлекает такое количество туристов, что любой прибрежный город ему позавидует. Ну, а зимой у Красной Поляны самый высокий сезон.
Причем Красная Поляна раскрутилась в рекордно быстрые сроки! А все благодаря правильной подаче, правильному маркетингу, высокому уровню объектов. Идя по Красной Поляне, вы не видите рекламу шаурмы, а видите рекламу пеших походов, сплавов на байдарках, каноэ. В результате туда поехала та публика, которая обычно ездила в Альпы. Вот такую публику мы и хотим иметь в Геленджике!
— Способны ли мы обеспечить должный уровень сервиса?
— Знаете, я вам отвечу одной историей. Одно время я жил в Лондоне, и Аркадий Новиков открывал там ресторан. Все ему пророчили провал: как так? — россиянин будет конкурировать с лондонскими ресторанами? Там очень развита культура еды вне дома, огромное количество ресторанов. Поэтому выходить на этот жестко конкурентный рынок было чрезвычайно смело.
А Новиков взял и поставил по два официанта на каждый стол! Он увидел, что из-за большого наплыва клиентов в рестораны есть проблемы с сервисом, и решил конкурировать с местными уровнем сервиса. И выиграл эту борьбу!
Мы, кстати, в нашем совместном с Аркадием ресторане «Сыроварня» тоже планируем использовать этот ход — давать больше сервиса, чем конкуренты. И я уверен, результат будет!
Я был таким же скептиком, какие говорили, что в Сочи ничего не будет. Но все произошло. Надо просто действовать! Есть глобальные вопросы, которые не решить за один день. А есть мелкие, но тоже очень важные. Они тоже создают по кирпичику тот образ курорта европейского уровня, которым мы хотим видеть Геленджик. Например, вчера, катаясь на велосипеде, я увидел стадо коз. Познакомился с фермером, которому они принадлежат. Мы обменялись с ним контактами. Теперь у нас в «Приморье» будет продукция из козьего молока. Сегодня, когда я ехал на машине, остановился по дороге и набрал полный багажник лисичек — и у нас в меню отеля будут лисички.
Надо идти вперед, надо менять жизнь вокруг! И тогда Геленджик станет одним из самых привлекательных российских курортов. Я в этом не сомневаюсь!