Экспертиза , Кавказ ,  
0 

Тотальная цифровизация: как в СКФО переходили на удаленную работу

Тотальная цифровизация: как в СКФО переходили на удаленную работу
Пандемия коронавируса побудила многие компании переводить штат на home office. Эксперты утверждают, что в ближайшем будущем этот формат может спасти бизнес от банкротства и стать драйвером развития

После введения режима самоизоляции весной 2020 года около 80% компаний перевели сотрудников на дистанционную работу, сообщили РБК Кавказ в пресс-службе HeadHunter. В условиях жестких ограничительных мероприятий для многих сфер бизнеса это оказалось единственным способом сохранить доходы. В то же время ряд отраслей экономики прекратил свою деятельность: закрылись отели, развлекательные центры, рестораны и кафе стали работать только на вынос и доставку, сильно пострадала сфера услуг. Остальные сегменты были вынуждены приспосабливаться к изменившейся реальности и трансформировать свои бизнес-процессы.

Пока работодатели скорее рассматривают «удаленку» как неизбежную временную меру. Об этом говорит относительно небольшая доля вакансий такого формата. Так, на Северном Кавказе за весь период с января по июнь 2020 года среди общего числа предложений работы на сайте компании-рекрутера на варианты с home office приходилось 2%. В марте доля достигла максимальных 5%, в апреле эта цифра снизилась до 4%, в мае — снова уменьшилась до 2%.

Чаще всего искали персонал в формате дистанционной занятости компании из таких сфер, как «ИТ/Интернет/Телеком», «Продажи», «Административный персонал», «Наука/Образование». Требовались специалисты call-центров, разработчики, менеджеры по продажам, специалисты технической поддержки, дизайнеры, авторы учебных работ, специалисты по разработке проектов. Однако в скором будущем ситуация может измениться.

«Вероятно, случится перелом на рынке труда в сторону удаленной работы. Компании не останутся совсем без офисов, но те функции, которые не потеряли своей эффективности на «удаленке», работодатели, скорее всего, оставят в онлайн-формате — подобное мы уже наблюдали во время кризиса 2014 года. Фактически, еще до начала пандемии сформировалось достаточно предпосылок для перевода части бизнес-процессов и взаимодействий в онлайн. Сложившаяся ситуация форсировала такой переход. У работодателей были опасения, что вне офиса будет сложно контролировать сотрудников. Теперь же руководители видят, что некоторые специалисты стали даже более эффективны, чем в офисе», — комментирует эксперт по подбору персонала.

Предприниматели уже рассматривают варианты перевода на «удаленку» как минимум части персонала или задумываются о сочетании различных форм занятости. Так, по данным Центра стратегических разработок, после окончания пандемии 68% российских фирм планируют оставить на «удаленке» часть своих сотрудников. Еще 5% собираются перевести в этот режим весь штат. И только 32% опрошенных работодателей хотят вернуться к традиционной работе со стандартным офисом.

Бизнес на «удаленке»

Одно из основных преимуществ дистанционного формата занятости — это экономия ресурсов. Работодателям нет необходимости нести большие затраты на аренду офиса, брать на себя все сопутствующие расходы, тратить средства на содержание физической инфраструктуры. Сотрудники меньше денег расходуют на транспорт, еду и одежду.

Тотальная цифровизация: как в СКФО переходили на удаленную работу

В ближайшее время вопросы оптимизации ресурсов станут очень актуальными, так как в период самоизоляции финансовое положение как компаний, так и населения сильно пошатнулось. Для Северного Кавказа это актуально более, чем для других регионов. Согласно опросу Высшей школы экономики, СКФО лидировал в России по доле населения, которое столкнулось со значительным снижением доходов, либо полностью его лишилось из-за пандемии коронавируса. Заработки упали у 36,3% опрошенных, еще 17,5% полностью лишились доходов. Это напрямую связано с тяжелой экономической ситуацией, в которой оказались предприятия.

С выходом из самоизоляции ситуация наладится далеко не сразу, считают эксперты. Восстановление экономики займет не один месяц. Весь 2020 год рынок ждет тяжелый период. В ближайшем будущем перед работодателями будет стоять вопрос оптимизации ресурсов. Переход на удаленную работу позволяет уменьшить расходы без сокращения персонала.

Семинары в сети, телефония и безопасность

«Удаленная работа будет становиться все более и более популярной. Пока развитие такого формата тормозится консерватизмом руководства компаний и стереотипами. Принято считать, что люди за пределами офиса работают менее эффективно, ими сложнее управлять. Вызывают обеспокоенность вопросы безопасности, коммуникаций и многое другое. Все это уже в прошлом. Недостатки, которые когда-то были типичны для «удаленки», решают современные сервисы. А о том, что такой формат работы вскоре станет привычным, говорит уже то, что в июне в Госдуму внесли законопроект, совершенствующий нормы трудового права в сфере дистанционной занятости», — рассказывает директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона на Кавказе Николай Ситников.

По его словам, для того, чтобы помочь компаниям разобраться, как правильно организовать удаленное рабочее место, оператор запустил ресурс, где собрал аналитику по теме, новости, обучающие онлайн-мероприятия, тренинги и специальные сервисы.

«Современные технологии решают практически все проблемы, которые встают перед работодателем при организации удаленной работы. По крайней мере, мы не сталкивались ни с одним вопросом, который не могли бы решить. Благодаря облачным решениям организовать полноценное удаленное рабочее место очень просто, легко обеспечить надежную связь с полным офисным функционалом, оценивать эффективность работы сотрудников», — отмечает Ситников.

Тотальная цифровизация: как в СКФО переходили на удаленную работу

Выстроить коммуникации во время самоизоляции — стало одной из первых задач, которую необходимо было решать предприятиям и учреждениям. Компании искали пути того, как организовать планерки и совещания, как вести переговоры в условиях, когда физические встречи оказались под запретом. Учебные заведения должны были в кратчайшие сроки перейти в формат дистанционного обучения. В итоге, различные онлайн-платформы для проведения вебинаров и встреч показали рост популярности в 8 раз.

«С началом пандемии мы столкнулись с необходимостью оперативно перевести на дистанционное обучение всех наших студентов. Сроки были сжатые — весь процесс организовали буквально за одну неделю. В итоге, для проведения вебинаров мы остановились на сервисе, который предложил оператор МегаФон. Для нас это оказался успешный опыт, который позволил непрерывно вести учебный процесс», — прокомментировал ведущий инженер-экономист пятигорского филиала Российского экономического университета им. Плеханова Владимир Копленко.

По его словам, использовать этот сервис они планируют и в дальнейшем, в том числе, и тогда, когда ограничительные мероприятия будут сняты. Так, вуз получил опыт проведения не только лекций, но и онлайн-конференций, в том числе и международных. По словам Копленко, оперативность, простота организации и экономия средств делают этот инструмент довольно полезным — крупные мероприятия дорого обходятся как организаторам, так и участникам. Удаленные сервисы оказались очень выгодной альтернативой.

Еще один сервис, популярность которого во время пандемии значительно выросла, это виртуальная АТС. С началом самоизоляции компании столкнулись с необходимостью организовать качественную телефонию. Для всех организаций, работающих с клиентами напрямую, требовалось поддерживать привычные каналы связи. Поэтому во время самоизоляции выросла популярность виртуальных АТС, она дала возможность без потери в качестве обслуживания продолжить деятельность и в самый разгар пандемии.

Тотальная цифровизация: как в СКФО переходили на удаленную работу

«Мы организовывали call-центр и службу доставки. Для них потребовалась виртуальная телефонная станция. Сервис обладает полноценным функционалом офисной телефонии, в нем есть все необходимое — возможность записывать звонки, анализировать, кто отвечал, прослушивать записи разговоров. Мы запустились за один день. Для бизнеса такая оперативность очень важна. Специалисты МегаФона помогли быстро настроить параметры», — отметил начальник IT-отдела ООО «Премьерторг» (Владикавказ) Арсен Акопянц.

По словам представителей рынка, современные сервисы позволяют быстро и эффективно перейти на удаленную работу. Самоизоляция ускорила темпы цифровизации в целом. И многие из тех трендов, которые набирали скорость до пандемии коронавируса, начнут развиваться еще быстрее. Среди них — переход на удаленную работу и изменение внутренних бизнес-процессов во многих сферах экономики.