Дмитрий Корякин: Пандемия не повлияла на работу ПСБ
Экспертиза Кавказ
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Дмитрий Корякин: Пандемия не повлияла на работу ПСБ

Замуправляющего по развитию розничного бизнеса Ставропольского филиала ПСБ Дмитрий Корякин рассказал РБК Кавказ о том, как ПСБ работает в период пандемии и как можно воспользоваться кредитными каникулами

— Насколько сильно ситуация с коронавирусом скажется на банках?

— Несомненно, скажется. Мы все зависим от входящего потока клиентов, а в условиях самоизоляции они откладывают посещение банка. Беспокойство за свое будущее сдерживает многих людей, например, от покупки автомобиля или квартиры, люди сейчас занимают выжидательную позицию.
Малый бизнес и те, кто работает на частных предпринимателей, в настоящее время испытывают проблемы, и мы надеемся, что государственная помощь обязательно до них дойдет.

— Как ситуация с коронавирусом повлияла на работу ПСБ, какие изменения произошли?

— Часть сотрудников была переведена на удаленную работу, также был сокращен режим работы в банке. На сегодняшний день банк работает в будни с 10:00 до 15:00. В этот промежуток мы успеваем выполнить полный объем операций без каких-либо ограничений.

Наш ипотечный центр работает в полном составе. До ситуации с введением самоизоляции сотрудники получили большой поток заявок на ипотеку, в том числе военную. Было бы неправильно закрыться и оставить клиентов без этой услуги.

— Увеличилось ли число онлайн-обращений за время самоизоляции?

— У нас традиционно было много таких обращений. Практически 60% клиентов являются активными пользователями дистанционного банковского обслуживания, либо мобильного, либо интернет-банка.

Очень много клиентов оценили преимущество этой услуги. Раньше людей надо было подталкивать к дистанционному взаимодействию. Например, делая повышенную ставку по депозиту, если он открывается в интернет-банке. Кроме того, клиент, получая кредит в интернет-банке, может рассчитывать на снижение ставки на 0,5% к уже действующей.

Поэтому я не могу сказать, что количество обращений выросло, оно всегда было на высоком уровне, глобального всплеска не было.

Сейчас несколько сократились обращения за кредитными заявками через дистанционные каналы — из-за опасения некоторых клиентов по поводу своего финансового будущего.

— Есть ли сейчас рост в каких-то сегментах?

— Мы всего вторую неделю работаем в таком режиме и пока видим только снижение по всем направлениям: и по количеству сервисных операций клиентов, и по заявкам на кредитные продукты.

Единственный продукт, на котором не сказалась ситуация с коронавирусом–рефинансирование военной ипотеки. Это государственная программа, люди служат в вооруженных силах, имеют гарантированный доход, поэтому там все максимально понятно и стабильно.

— Где сейчас есть потенциал для развития?

— Потенциал для развития есть у тех людей, которые раньше хранили деньги где-то «под подушкой». Несмотря на кризисные явления, сейчас есть много таких инструментов, которые позволяют клиентам приумножить их накопления, в том числе депозиты, облигации федерального займа, которые банк продает с повышенным доходом.

— Какие условия предлагает банк тем, кому необходимы кредитные каникулы? Какие программы помощи для физических лиц есть у вашего банка?

— До ситуации с коронавирусом в ПСБ уже существовали кредитные каникулы, но там отсрочка предоставлялась максимально на два месяца, а сама услуга была платной.

До введения режима самоизоляции мы получали 1-2 таких обращений в месяц, сейчас же нам поступает 1-2 обращения в день. Этот всплеск явно связан с ситуацией, которая происходит в стране.

Сейчас клиенты обращаются за помощью банка в связи с сокращением своих доходов. 3 апреля ПСБ запустил два таких продукта для заемщиков (по потребительским кредитам и кредитным картам) и для ипотечных заемщиков.

Это программы, по которым клиенты могут получить отсрочку до шести месяцев, если выполнены определенные условия. К примеру, сокращение доходов, нахождение в режиме добровольной изоляции после посещения рисковых регионов, либо принадлежность к проблемным отраслям, которые на текущий момент испытывают максимальные потрясения.

Клиент может обратиться в банк с заявлением, банк его рассмотрит и предложит отложить платежи на шесть месяцев. После окончания льготного периода срок кредита остается прежним, сумма процентов и основного долга, которые не уплачивались в течение этих шести месяцев, равномерно распределяются на оставшийся срок кредита. Единственное условие — кредит должен быть выдан до марта 2020 года и не находится на текущей просрочке.

— Проводится ли в ПСБ обработка наличных денег?

— Все рекомендации Центробанка и Роспотребнадзора кассиры ПСБ выполняют. В этой ситуации с коронавирусом лучше, конечно, переходить на бесконтактные платежи.

Мой совет: можно быть уверенным в банке на текущий момент, но лучше избегать расплачиваться наличными деньгами в каких-то других местах.

— Столкнулся ли ваш банк с мошенниками, которые пытаются заработать на общей проблеме и выманить средства у клиентов?

— Мы увидели активность мошенников, но случаев, когда их деятельность увенчалась успехом зарегистрировано не было.

Рост активности мошенников мы заметили еще с начала 2020 года и поэтому сработали на опережение. Каждый сотрудник банка был проинструктирован. Кроме того, в отделениях банка были размещены правила о том, что нельзя говорить по телефону и какие операции нельзя совершать в тех или иных местах.

— Президент РФ Владимир Путин подписал закон о налогообложении процентов по вкладам на сумму свыше 1 млн рублей. Как на ваш взгляд введение налога на доходы от вкладов повлияет на портфель депозитов в целом?

— Я думаю, что не слишком повлияет. Поначалу был небольшой резонанс — люди не понимали, что за налог вводится.
Мы еще с начала апреля отправили информацию своим клиентам, а также разместили на сайте и в соцсетях все разъяснения по тому, от какой суммы будет взиматься налог, с какого времени это начнет происходить.

Сейчас волноваться не о чем, сумма налога незначительная и коснется совсем небольшой доли наших клиентов, да и клиентов любого банка. Поэтому нельзя сказать, что это глобально скажется на портфеле депозитов. Тем более, сейчас очень популярными становятся накопительные счета, а это хорошая альтернатива депозиту — более гибкая, более универсальная, позволяющая в любой момент снимать деньги, размещать их обратно и получать дополнительные доходы.

На примере своего банка мы видим, что последние полгода происходит перетекание из портфеля депозитов в портфель накопительных счетов. Клиенты хотят более универсальный продукт, чем классический депозит, где ты разместил деньги и год ничего не можешь с ними сделать.

— Какие для вашего банка приоритетны сегменты в Ставропольском крае?

— Приоритетными для банка на текущий момент являются клиенты ОПК. Это касается не только Ставрополья, но и всего Северного Кавказа. Это люди, которые задействованы в оборонно-промышленном комплексе, работают на оборонных предприятиях, силовики, Министерство обороны, Росгвардия, МВД, МЧС, госслужащие, а также люди, которые трудятся в бюджетной сфере и наши зарплатные клиенты.

Кроме того, банк предлагает хорошие банковские продукты пенсионерам: как военным, так и гражданским.

— Какие новые продукты вы внедряете в регионе?

— Например, услугу по переводу пенсий через отделение банков. Она позволит освободить наших клиентов от посещения Пенсионного фонда.

Самый важный и большой проект — это так называемая «легкая ипотека». Этот проект подразумевает выдачу ипотеки за один визит: клиент приходит в офис банка на 35-40 минут и уходит уже с оформленным, застрахованным и зарегистрированным ипотечным кредитом.

Сейчас мы дистанционно подключаем полис страхования в рамках ипотеки. Кроме того, уже можно дистанционно через сайт банка заказать отчет об оценке: даже если квартира находится в другом регионе, клиенту не придется ехать туда — все можно сделать удаленно.

Мы стараемся максимально упростить жизнь нашим клиентам, сэкономив их время клиентов и снизив количество визитов в банк.

— Какие планы у банка по развитию в Ставропольском крае на этот год и на 2021 год?

— Сейчас основная наша задача — это интеграция со Связьбанком. Этот банк широко представлен на Северном Кавказе. Мы должны плавно и без последствий интегрировать клиентов Связьбанка и начать пользоваться сетью в СКФО, предоставлять там качественный сервис, который мы уже сейчас предоставляем в регионе. В скором времени клиенты Связьбанка станут клиентами ПСБ.

— Пандемия коронавируса как-то повлияла на эти планы?

— Пока у нас нет указаний приостановить или замедлить эти процессы. Есть утвержденная в банке стратегия и мы ее придерживаемся. Можно сказать, что сейчас из-за сокращения количества клиентов в отделениях банка появилось больше времени для подготовки процесса передачи всех сетей.

В дальнейшем наша задача — развивать все, что связано с ипотечным кредитованием, с обеспечением клиентов зарплатными, пенсионными картами, а также сопровождением гособоронзаказа, работой с оборонными предприятиями.
Есть цель наращивать свое присутствие, долю на рынке и продолжать делать сервис банка более качественным.